Найти тему

Что нашим зло, китайцам — благо

Все слышали про проблемы с импортозамещением в промышленности. Взять тот же «Суперджет». Когда создавали самолет, использовали узлы и детали зарубежного производства. Потом изменился курс доллара, пришли санкции, появилась куча проблем. Наверняка все видели эту картинку:

Иностранные комплектующие в «Суперджете»
Иностранные комплектующие в «Суперджете»

Теперь Россия выделяет очередные миллиарды рублей на то, чтобы заменить иностранные комплектующие на наши. Эту картинку обычно приводят как аргумент, что у нас все плохо, сами ничего не можем, самолет плохой, ненадежный и убыточный.

Теперь давайте посмотрим чуть шире.

Вот вам другая картинка. Это китайский автомобиль Chery Tiggo 4. Здесь тоже используются комплектующих многих компаний из разных стран. Среди поставщиков: Франция, Германия, Швеция, США, Канада и так далее. Я расставил флаги для наглядности и полной аналогии со схемой выше.

Иностранные комплектующие в Chery Tiggo 4
Иностранные комплектующие в Chery Tiggo 4

Видно, что даже китайцы ушли от копирования любой ценой, а налаживают связи, закупают импортные комплектующие, налаживают выпуск по лицензии, приглашают разработчиков с мировыми именем [заметьте, не в качестве консультантов, а в качестве разработчиков] и, в итоге, делают неплохие автомобили. Я за последние пару лет проехал на продукции китайского автопрома несколько десятков тысяч километров, посмотрел разные машины, прогресс очень чувствуется. И отношение другое — молодцы, уровень автомобилей растет. И по дизайну, и по начинке, и по надежности, и по общему ощущению — и по продажам.

Получается, что нам плохо, китайцам хорошо?

Я считаю, что международная кооперация и сотрудничество — правильный вариант в современном мире.  Так что проблема не в тотальном импортозамещении, а в нормальной геополитике. Грамотное сотрудничество выгоднее тотальной конфронтации. Это нормальная практика во всем мире. Тот же Boeing закупает российские комплектующие и отдает часть технической работы по проектированию российским инженерам.

Ни в коем случае не призываю полностью переходить на сборку отечественной техники из импортных комплектующих и тем более звать в консультанты конкурентов. Тут я не собираюсь никого защищать. Но и политика полной изоляции не позволит наладить производство конкурентоспособной, окупаемой и востребованной на рынке техники.

Также читайте другие мои статьи об авиации:
🛫 Сто Суперджетов для Аэрофлота
🛫 Первый полет Boeing 777X. Разбираемся, чем уникален этот самолет
🛫 Самолет МС-21 готов к установке отечественных двигателей
🛫 Легенды авиации. Ту-144ЛЛ
🛫 Boeing 787 Dreamliner
🛫 Самый большой авиационный двигатель в мире

Ставьте лайк 👍🏻 и заходите ко мне на канал о путешествиях по России и авиации. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статьи.