30 и 31 января в Саратове и Энгельсе проходили мероприятия конференции по защите культурного наследия. В ней участвовали и саратовцы, и представители других поволжских регионов, и даже гости из Москвы. Так зачем они собирались и к какому выводу пришли?
Вообще, конференцию такую давно пора было провести. Исторический центр Саратова и Энгельс богаты историческими памятниками. Но вот состояние подавляющего большинства этих памятников попросту ужасное. Об этом говорил в первый день мероприятия представитель всероссийского ВООПиКа Евгений Соседов. В стенах СГТУ присутствующие стали задавать главе Управления по охране культурного наследия Мухину и мэру Исаеву логичные вопросы — кто виноват и что делать? Те ссылались на всесильную «букву закона», которая ни отменить подлые экспертизы не даёт, ни спасти расселённые дома от сноса не разрешает. Правда, как выяснилось на следующий день, убивать расселённые здания мэра никто не обязывает. Но ему выгоднее снести их и продать землю, чем реставрировать.
Это ладно. Умные гости рассказали о своём опыте спасении памятников — в Самаре, Крохино, Саратове — и пришли к выводу, что надо бороться. На следующий день они поехали осматривать один из объектов (или субъектов, всегда путаю) этой борьбы — Дом офицеров в Энгельсе. Местные чиновники решили сносить его в сентябре 2019, и пока не поднялся громкий вой, они от своих намерений не отказывались. Только буквально в этот понедельник зданию придали статус объекта культурного наследия. Почему этого раньше не делалось? Чего тянули? Нет ответа. Дом офицеров — не руина, не развалина, с его потолка на людей не сыпятся балки и арматура. Дом офицеров — это уникальнейший объект и в области, и в России: через него, через Энгельсскую школу пилотов, которой он принадлежал, прошло почти 300 Героев Советского Союза. Здесь тусовались (ещё не будучи космонавтами) и встречались с народом (уже будучи космонавтами) Юрий Гагарин и Герман Титов. В конце концов, это просто классное здание, настолько умно спроектированное и построенное, что и сейчас, спустя 7 лет запустения, оно стоит и много ещё выдержит.
Перед Домом офицеров совсем недавно поставили очередной «шедевр» местного бездарного скульптора Щербакова. Старый памятник лётчице Марине Расковой заменили новым, на котором она сама на себя не похожа и зачем-то закрывает самолёт, стоящий на КРЫЛЕ. Большего бреда и придумать нельзя! Ветераны Лётного городка, бывшие авиаторы, крайне возмущены. Но кто их послушает? Щербаков своими уродцами наводнил весь Саратов, а теперь и до Энгельса добрался. Настоящий позор области!
После осмотра Дома офицеров и круглого стола местных чиновников с ветеранами Лётки (где опять ничего не решили), в Саратове состоялось собрание с участием градозащитников и чиновников. И вот там-то местные власти сделали ряд опрометчивых для них заявлений. Опрометчивых — потому что свои обещания надо выполнять, а саратовское руководство этого обычно не делает. Итак, постановили: создать Градозащитный совет при губернаторе (никакой власти у него не будет, но хоть пообсуждают), не застраивать Глебучев овраг (это опасно), что-то решить с Домом Яхимовича и Домом Дьяконова, который пока считается самым старым в городе. Опыт жизни в Саратове показывает, что вряд ли все эти намерения будут реализованы.
Фотографии Марины Карачаровской и из открытых источников