Ниже приводится перечень пяти коммуникационных стилей Вирджиния Сатир и краткое их описание предложенное самой Вирджиния Сатир.
Менее известно что модель пяти коммуникационных стилей с успехом может быть применена в бизнесе в целом ряде практических аппликаций, например решение конфликтных ситуаций в коллективе, повышение эффективности команд — особенно для стартапов, тренировки специалистов по продажам и ведению переговоров, и многих других областях требующих практических навыков эффективных коммуникаций.
Однако наиболее неожиданной на первый взгляд областью эффективного применения модели пяти коммуникационных стилей является публичные вступления и презентации. Владение всеми пятью стилями и умение применить сочетание стилей наиболее подходящее для конкретной темы выступления и конкретной аудитории не только делает выступление более зрелищным, но что более важно делает его более убедительным. Причем достигается это без продвинутых технических средств и навороченных презентаций. Вы и Ваше тело — этого вполне достаточно чтобы Ваше выступление стало ярким и запоминающимся.
1. Плакатер (угодник)
Плакатер всегда говорит, как бы заискивая, пытаясь «благодарить, извиняться; он никогда не выражает несогласия, независимо от предмета разговора. Это — так называемый „человек-да“. Говорит он так, как будто ничего не может сделать сам и должен всегда иметь кого-нибудь в качестве наставника.»
2. Блеймер (обвинитель)
Блеймер — это диктатор, хозяин, человек, который находит ошибки. Он ведет себя, как человек, превосходящий всех; кажется, что он говорит: «Все было бы прекрасно, если бы не ты».
3. Компьютер
Компьютер всегда очень корректен, разумен, в нем не заметна ни одна эмоция. Он спокоен, хладнокровен и собран. Его можно сравнить с настоящим компьютером или словарем.
4. Дистрактер. (Раздражитель и одновременно отстраненный)
Чтобы ни говорил и ни делал дистрактер, это не относится к тому, и что говорит или делает кто-то другой: дистрактер никогда не отвечает по существу и ни на чем не фокусируется.
5. Левелинг (выравнивание) иногда этот стиль называют также текучесть
В этом типе коммуникации все части сообщения происходят в одном и том же направлении: голос произносит слова, соответствующее выражению лица, положению тела, интонациям. Взаимоотношения протекают легко, свободно и честно, и не существует никакой надобности в том, чтобы кого— либо обвинять, превращаться в компьютер или быть вечным двигателем. Левелинг позволяет улаживать ссоры, преодолевать тупики или наводить мосты между людьми.
Говоря о коммуникационных стилях важно иметь в виду что цитирую опять Вирджинию Сатир:
"Вы можете с равным успехом плакатировать, если вам угодно, блеймировать, если вам это нравится, быть компьютером или дистрактером, если вам это нужно. Разница состоит лишь в том, что вы знаете, что делаете, и готовы взять на себя все последствия."
Важно также понимать что нет плохих и хороших стилей. Каждый коммуникационный стиль имеет свою область применения, свои преимущества и недостатки. Например, Вам может показаться что Левелинг — идеальный стиль для выступления перед публикой. И действительно, этот стиль подходит идеально для короткого важного сообщения или информации. Однако, если построить все выступление в этом стиле, Вы проиграете в зрелищности и убедительности. Идеальным будет вариант использования всех пять стилей в нужной пропорции.
И в заключении, каждый стиль подразумевает определенные движения, позы, выражения, язык, голос, и даже дыхание. Научиться в полной мере использовать стиль можно только на практике.
https://www.sergeykarasov.ru/blog_karasov/virginia_satir