Представьте, что вы находитесь в эпохе Античности и вам очень хочется захватить все земли. Что вам для этого понадобится? Правильно, сильная армия, с которой можно отправится как в жаркие Южно-Азиатские государства, так и перейти Альпы и сплавать в Англию. Но как создать армию, которая помогла бы осуществить ваши планы? На этот вопрос вам подробно ответит римский военный историк Вегеций в своем трактате «De re militari», ну или вам может пересказать в своей манере этот трактат персонаж Фабрицио в произведении Макиавелли «О военном искусстве». Крайне рекомендую к ознакомлению, если любите изучать военное дело. Как говорит российский военный историк Клим Жуков: «Читайте книги, там все написано». Но вы же сюда не книжки пришли читать, а статью, поэтому опираясь на эти два произведения, я вам и расскажу, как создать непобедимую единицу древнеримской военной машины.
Любое обучение легионера можно разделить на три части:
- Закаленность тела, приучение его к лишениям, развитие ловкости и проворства
- Само собой владение оружием
- И последние без чего все перечисленное не будет работать как надо – умение сохранять порядок в походе, бою и лагере
Начнем же развивать нашего юнита. Прежде чем взяться за оружие нужно подкачаться, что было свойственно молодежи, так как это являлось одним из видов развлечений того времени. Чтобы стать сильным, нужно было таскать большие тяжести, много тяжестей, настолько много, чтобы при реальных походах в полном военном снаряжении с многодневным запасом продовольствия было легко. Но легко, конечно, не было… Упражнение заключалось в 5-и часовом марше на дистанцию в 30 километров, с нагруженным снаряжением на 30 килограмм.
Таскать тяжелые вещи мало, необходимо качаться дальше. А именно позаниматься гимнастикой, побегать, попрыгать, ведь нужны были еще поинты ловкости и скорости. В военном деле все пригодится, быстро занять нужную местность, перепрыгнуть ров, преследовать противника долгое время. Никогда не знаешь наперед какие испытания могут ждать. Поэтому также важным скиллом было умение плавать, из-за чего римляне предпочитали заниматься на Марсовом поле, где рядом протекала река Тибр. Это сразу убивало два зайца, ведь молодежь после тяжелых тренировок могла освежиться в воде, ну и заодно научится плавать.
Существовал еще и суровый норматив для новобранцев, они должны были запрыгнуть на деревянного коня (ну хоть размером не с троянского, а обычного) в полном вооружении. Навык настолько оттачивался, что по команде вся кавалерия могла моментально вскочить на лошадь с любой стороны.
Спустя какое-то время перед нами стоит уже не дохляк, а красивый накаченный юноша, которому пора обучаться оружию. Про то, чем легионеры сражались можете прочитать тут. Но сразу заостренные железяки никто ему не собирается выдавать, ведь нужно обучить приемам и дальше закалять молодого бойца. Поэтому вместо гладиуса, вручали свинцовую палицу или деревянный меч, которые были значительно тяжелее. И так, каждый новобранец вбивал в землю кол, чтобы его нельзя было сломать и опрокинуть никаким ударом. Этот кол был своеобразной грушей для боксера, который заменял неприятеля.
Но не только тренировочный меч был увесистым, также скутум (римский щит) и пилум (дротик) были тяжелее в два раза. Такие упражнения делали тренировки крайне трудными, но как небезосновательно считали древние предки, это делает настоящий бой легким. Суворов одобряет, ведь это он говорил: «Тяжело в учении — легко в бою». Однако учение с оружием на этом не закончилось, предстояло еще обучиться владеть луком, пращей и утяжеленным пилумом. И все это должно лететь точно в кол. Я уже молчу о том, что учили также от них и уклоняться… Стимулировать такое тяжелое обучение нужно чем-то было, поэтому если ты плохо справлялся с тренировкой, то тебя сажали на ячменную диету вместо нормальной порции зерна, а гоняли на тренировках еще больше обычного.
Ну вроде бы солдат стал сильным, оружие уже уверенно держит и все 10 из 10 пилумов попадают прямо в цель. Осталось последнее – научиться все делать коллективно и обучиться дисциплине. Изначально всех обучали просто строиться в батальон для марша, по 5 рядов в 80 шеренг. Затем регулярно применялось упражнение под названием «Улитка», которое заключалось в удваивании рядов, сначала до 10, потом снова уже до 20, из-за чего получался прямоугольник в 20 рядов и 20 шеренг. Регулярное выполнение «Улитки» учило легионеров быстро ориентироваться в перепостроении, чтобы во время реальных военных действий все происходило автоматически без каких-либо проблем. Каждый легионер знал, где его место в боевом порядке, в какой фаланге и каком ряду должен пребывать, так как это место за ним закреплялось. Конечно, проводили не только одно перепостроение в прямоугольник, их было достаточно много: переход в боевой порядок, с выступами, с пустым пространством внутри, перестроиться вправо, влево. Просто это такая большая и тяжелая тема, что без наглядных схем в этой статье ее разбирать не будем, может быть как-нибудь потом…
Также приходилось выполнять общественные работы в постройке террас, канав, площадей, зданий и всего прочего. Впрочем, сейчас тоже солдаты в стройбате активно отстраивают дачи вышестоящим лицам, но сейчас не об этом. Это был очень полезный навык, уметь строить и строить коллективно, так как позже придется учиться сооружать военные лагеря. И черт возьми, на практике они возводились настолько быстро, ведь их сооружал целый легион. При этом у каждого легионера была своя роль в постройке, из-за чего такая высокая скорость возведения не раз спасала им жизнь.
В общем вы уже поняли, что молодому новобранцу было несладко, зато в какую машину для ведения военных действий он превращался. Уходил юношей, а возвращался настоящим мужчиной, правда спустя несколько десятков лет… На этом, пожалуй, и закончим.
Спасибо за прочтение статьи, если вам понравилось, то поверните свой большой палец вверх. Можете подписаться, новым статьям быть, а прошлым не деваться никуда. Vale.