Часть 1. От зарождения человечества до Первой мировой войны
Истоки дизайна. 2 000 000 лет до н.э.
Доисторические люди придумывают и создают предметы, которые облегчают и украшают их повседневную жизнь. Первые примитивные инструменты— наконечники стрел, скребки, рубила, толкушки— создаются путем откалывания кусков камня от булыжника.
2 млн. лет усовершенствуется работа с камнем. Орудиям придают более совершенный вид. Также люди производят примитивные инструменты из костей — гарпуны, крючки. Из заостренных костей делают иглы, которыми шьют первую одежду из шкур.
10 000 лет до н.э.
Люди переходят от охоты и собирательства к сельскому хозяйству. В Месопотамии изобретен гончарный круг. Начинается работа с керамикой, появляются глиняные горшки и сосуды. В них люди хранят урожай и готовят пищу. Если раньше мясо ели только жаренным, то теперь его еще варят и тушат.
На смену камню приходят бронза и медь. Предметы из них отливают в формах, которые вырезают в камне. Появляется возможность копировать дизайн изделий.
Позже появляется чугунное литье. Теперь кузнецы куют из железа более сложное оружие и бытовые предметы. Дизайнеры экспериментируют с формой и функциональностью, создавая более совершенные орудия для сельского хозяйства.
Рождение массового производства. XII век до н.э. — I век н.э.
Развитие дизайна этого периода заложило основы становления европейского дизайна в будущем.
Ускоряются темпы технологических открытий. В Египте, Китае, Риме и Греции появляются новаторские изобретения — рычаг, железный плуг, лук, порох, катапульта, магнитный компас и др.
Успех Римской империи обеспечен целенаправленным применением дизайна в массовом производстве оружия, монет, предметов быта, строительстве зданий и городов. По всей империи расходится изысканно украшенная керамика; чеканка монет расширяет торговые связи; из стандартизированного кирпича строится вся империя. Стандартизация применяется и в массовом производстве оружия и доспехов.
В Китае император Цинь Шихуанди объединяет семь Сражающихся царств и создает самую могущественную державу в мире. Причина его успеха в том, что его ремесленники создают вооружение в точности по стандартам в соответствии со спецификацией так, что все детали взаимозаменяемы. Высокая степень эффективности производства обеспечивается трудовыми ячейками, в которых применяются стандартные процедуры контроля качества.
Дизайн и ремесла Средневековья. V–XIV века
Римская империя рухнула. Начинается период культурного сдерживания, когда классическая философия сменилась раннехристианской богобоязненной религиозностью.
Дизайнеры-изобретатели ищут творческие рациональные подходы к решению конкретных задач. Появляются водяное колесо, песочные и механические часы, шахтная печь и прялка. Изобретения увеличивают производство продуктов питания, улучшают быт и повышают качество производимой продукции.
Непрерывно растет торговля, появляются крупные города. Расширение торговли создает растущий конкурентный рынок. Мастеровые крупных городов обладают значительной степенью художественной креативности и высоким уровнем технического мастерства. Стирается грань между изобретателем, художником и ремесленником. Чтобы быть конкурентноспособными, ремесленники следят за техническим прогрессом и объединяются в гильдии. Профессиональные гильдии защищают интересы своих членов и потребителей — следят за качеством выпускаемой продукции.
XV — XVII века
Дизайнеры и художники стремятся избавиться от благочестивой религиозности и готических покровов церкви. Они заново открывают гуманистические идеалы и чувственную утонченность классического периода. Начинаются интенсивные поиски в области искусства, науки и дизайна.
Леонардо да Винчи — олицетворение Возрождения — величайший универсал своего времени. В основе его работ глубокое понимание мира природы и ее механизмов.
1440 год. Иоганн Гутенберг создает печатный станок — изобретение, которое наиболее сильно повлияет на развитие дизайна.
Начинается массовое производство книг, что ведет к широкому распространению идей и знаний. Дизайнеры получают возможность публиковать руководства. По этим руководствам другие ремесленники создают копии оригинального дизайна предметов.
Процесс дизайна отделяется от процесса создания предмета. Это повышает статус дизайнера от скромного ремесленника до опытного художника.
XVII — XVIII века
Появляются и исчезают декоративные стили. Зачастую это зависит от смены монархов и их вкусов. Сменяются барокко, рококо, готика. Декоративное искусство просачивается в массы.
По всей Европе благоговеют перед культурным прошлым Древней Греции и Древнего Рима. Это приводит к возникновению неоклассицизма. Этот стиль стал доминирующим в живописи, архитектуре и дизайне до середины XIX века. Неоклассицизм основан на разуме и обладает внутренней упрощенной функциональностью. Он переводит классические пропорции в модернистскую форму.
Ставятся под сомнение религиозные догмы, растут научные знания и культура свободомыслия. Во Франции и США проходят революции. Начинается промышленный прогресс.
Промышленная революция. XVIII — XIX века
Растет внедрение науки в промышленное производство. Появляются первые революционные изобретения — прядильная машина Джеймса Харгривса и паровая машина Болтона и Уатта. Первые машины увеличивают производительность труда, ручной труд заменяется фабричным.
Инженеры научились получать железо и сталь более высокого качества — более прочные и менее хрупкие. Растет производство металлических изделий, повышается точность металлических инструментов — стамесок, ножей, пружин, ружейных стволов и т.д. Появляются станки — фрезерные, токарные, строгальные. Производство набирает промышленные масштабы.
Применение высокоточных обрабатывающих инструментов позволяет добиться высокой степени стандартизации. Удается осуществить то, к чему стремились все производители — полная взаимозаменяемость деталей.
Растет и массовое производство предметов быта — металлических, керамических, деревянных. Утонченный дизайн неоклассицизма идеально соответствует производству в больших объемах. Чем элегантнее конструкция, тем проще и дешевле ее создание. Наблюдается простота конструкций, чистота линий, минимум декора на поверхностях.
На заводах внедряются инновационные системы массового производства в несколько этапов, на каждом из которых заняты рабочие, специально обученные для конкретной операции. Появляется разделение и специализация труда, внедряется сборочная линия производства.
Появляется профессия промышленных дизайнеров
Владельцы фабрик придумывает новые маркетинговые ходы — продажу по каталогам и демонстрационные залы. Также они понимают важность «быть в моде» и нанимают лучших художников и мастеров для создания дизайна предметов. Появляется профессия промышленных дизайнеров.
Массовость делает производство товаров дешевле, а сами товары доступнее. Все большее количество людей могут купить изысканные предметы быта.
Растет урбанизация. Толпы людей покидают деревни, чтобы найти работу в быстрорастущих городах. По суше протянуты железные дороги, чтобы связать производство с рынками сбыта
XIX век
Эпоха изобретательства в США
Промышленная революция поощряет изобретательство. Чтобы защитить изобретения от копирования, в США принят закон о патентах. Появляются революционные изобретения — швейная машинка Зингера, печатная машинка Ремингтона, фотокамера Истмана, телеграф Морзе, телефон Белла.
Преобразующая сила дизайна используется в коммерческих целях. США превращается в страну предпринимателей.
Высокий викторианский стиль
Фабричное производство позволяет штамповать широко доступные бытовые предметы, которые выглядят как предметы роскоши. Для неискушенной публики строгость неоклассицизма кажется вялой по сравнению с обильно декорированными предметами.
Функциональность предметов быта подавляется чрезмерной орнаментацией или густым узором. Декором, в том числе, стараются замаскировать некачественное изготовление. В интерьерах преобладает «боязнь пустого пространства»
Время перемен. Вторая половина XIX века
Большие группы дизайнеров обеспокоены «загниванием вкусов» и чрезмерной декоративностью викторианского стиля. Появляются движения за реформирование дизайна.
Ремесленничество находится под угрозой индустриализации. Механизация превращает талантливых мастеров в рабочих у станка. Появляется идея избавить рабочих от ига бездумного наблюдения за станками и воссоздать чувство «радости труда» через предоставление большей творческой свободы. Рождается движение за создание доступных товаров высокого качества ручного производства для большинства, а не для меньшинства. Основной идеолог движения искусств и ремесел — англичанин Уильям Моррис.
Моррис пропагандирует мысль, что декоративность следует использовать только, когда она несет пользу. Он считает, что красота предмета — производное от гармонии с природой. Он создает предметы, вдохновляясь природными мотивами. Моррис мечтает о мастерских для художников — аналоге средневековых гильдий, — где мастера смогут жить в гармонии с природой и создавать прекрасные и практичные предметы в процессе полезного творчества
Западный мир открывает для себя Японию и ее богатый культурный мир. Европейские дизайнеры находят японские предметы утонченными с технической и эстетической стороны. Их восхищает гармоничный баланс между функциональностью и формой.
Первый профессиональный дизайнер-консультант Кристоф Дрессер глубоко изучает материальный мир Японии. Полученные знания он применяет на практике. В отличие от Моррисона он доверяет механизации производства для изготовления недорогих товаров для широкой публики. Появляется направление более рационального дизайна — «искусство для промышленности».
Новое искусство. 1890 — 1914 года
В Европе сильные геополитические изменения. Усиливаются Британская, Российская, Австро-Венгерская и Прусская империи. Растущее геополитическое и экономическое влияние сопровождается чувством национальной гордости. Реакцией на гегемонию этих стран растет национализм и в других странах по всему миру.
Проходит несколько Всемирных выставок — в Лондоне, Филадельфии, Японии и Париже. Это международные феерии с национальными павильонами, где страны-участницы демонстрируют национальные творческие достижения.
Обращение к народным корням для определения сущности национальной культурной идентичности видится решением проблемы индустриализации и глобализации промышленного искусства. Особенно ярко национальный романтизм проявляется в Скандинавских странах.
В период la belle epoque (Прекрасной эпохи) возникает первый интернациональный стиль, отвергавший рабский исторический ревивализм предыдущих десятилетий и черпающий вдохновение в природных формах и народном творчестве. Дизайнеры черпают вдохновение непосредственно в природе — скрученный лист, павлинье перо, цветущая роза.
Наиболее тонкое выражение стиль ар-нуво находит во Франции, Бельгии и Испании.
В Париже Эктор Гимар создает чугунные входы станций метро. Эти проекты с их гигантскими витыми стилизованными цветочными стеблями — яркое убеждение Гимара, что именно ветви деревьев и стебли дают образцы для конструкций.
В Бельгии Виктор Орта, вдохновляясь литографиями по биологии, создает несколько зданий. В его дизайне активно используются растительные формы, напоминающие об активной жизненной силе.
В Испании по проектам Антонио Гауди строят здания и объекты сочных и причудливых биоморфных форм. Гауди использует мотивы готической и мавританской архитектуры, трансформируя их. Он использует битые изразцы, чашки и блюдца, создавая живописный мозаичатый эффекта чешуи.
Германия после объединения империи стремится обрести независимую национальную культурную идентичность. В развитии немецкой идентичности важная роль принадлежит искусству и торговле. Возникает новый стиль — Югендстиль — сильно отличающиеся от других интерпретаций модерна. Дизайнеры югендстиля испытывают пантеистическое преклонение перед природными формами. Югендстилю присуща биоморфная направленность и эротическая чувственность.
В Вене рождается собственная интерпретация модерна — Сецессион. Первые работы сецессионистов остаются в рамках канона ар-нуво. Но последующее изменение направления развивается под влиянием геометрических форм. Идеи Венского Сецессиона начала XX века предвосхищают геометрические абстракции, которые станут фирменным знаком модернизма.
В Британии дизайнеры продолжают бороться с пороками разнузданной индустриализации. Последователи Уильяма Морриса утверждают идеалы ручной работы в области декоративного искусства в противовес возрастающей индустриализации производства. Дизайнеры создают предметы, превосходящие по дизайну и качеству те, что способны предложить промышленные способы производства. В качестве вдохновения они используют формы подсмотренные в природе.
Трудоемкость и дороговизна ручного метода препятствует главной цели — широкодоступности товаров по низким ценам. В последствии дизайн «второй волны» движения искусств и ремесел становится проще и утилитарнее. Простота предметов делает их пригодными для серийного производства. Дизайн становится демократическим инструментом для социальных преобразований.
В США своя интерпретация модерна для создания мебели и предметов быта. Это грубоватый стиль из вертикальных и горизонтальных линий и простых не украшенных поверхностей. Стиль больше ориентирован на функциональность, чем на декоративность. Дизайнеров больше привлекают базовые демократические принципы Движения искусств и ремесел, чем акцент на высокое мастерство ручной работы. Такой подход позволяет американским дизайнерам создавать более прочные и элементарные работы, чем те, что производят европейцы.
Американцы в меньшей степени восприняли пышность ар-нуво, но были исключения. Влияние континентального стиля ощущалось в работах Тиффани, архитектуре и графическом дизайне. Тиффани создавал изящные стеклянные изделия с волнистыми органическими формами, изящной колористикой и тонкой композиционной балансировкой.
Ряд аспектов позволяют рассматривать различные национальные стили как единое интернациональное движение модерна. Энергичные органические мотивы, изысканные витиеватые формы, сплавы элементов дизайна перетекающих один в другой, любовь к замысловатым узорам. Интернациональный характер подчеркивается еще и тем, что он воспринят всеми областями прикладного искусства — от изготовления стекла, мебели и светильников до ювелирных изделий, графического дизайна и типографского дела.
И хотя первоначальные намерения реформировать дизайн впоследствии вылились в пышный декоративный стиль, его внеисторический подход был прогрессивным. Дизайнеры эпохи модерна отбросили исторические стилизации прошлого и дали возможность дизайнерам будущего искать новую объективность. Безнадежные попытки примирить ручное творчество и массовое производство подтолкнут дизайнеров модернизма принять реалии. Промышленного производства. Только при овладении механизацией они смогут достичь мечты о создании качественных дизайнерских продуктов для большинства, а не для избранных.
* * *
DER ZEIT IHRE KUNST
DER KUNST IHRE FREIHEIT
Сделал Дмитрий Кучев
По материалам книги The Story of Design: From the Paleolithic to the Present