Найти тему
Джаз.Ру

Анализируем альбом. Carlos Santana, Mahavishnu John McLaughlin «Love Devotion Surrender»

обложка альбома
обложка альбома

Carlos Santana, Mahavishnu John McLaughlin «Love Devotion Surrender» Columbia Legacy, 1973/2003
49:31

Кирилл Мошков,
редактор «Джаз.Ру»

Этот альбом, со времени своего первого выхода в 1973 г. переизданный по крайней мере шесть раз, стоит особняком в дискографиях обоих великих гитаристов 1970-х — и Карлоса Сантаны, и «Махавишну» Джона Маклафлина. Это джаз-рок в чистейшем своём виде — идеи джаза (из пяти основных треков два базируются на музыке великого Джона Колтрейна) плюс электрическое звучание и энергетика рока, — причём сыгранный на таком уровне спонтанности, что вполне может дать в этом плане фору любому джем-бэнду 2000-х. Состав, которым записан этот альбом — любопытная смесь Mahavishnu Orchestra и группы Santana. Первый коллектив представляют сам Маклафлин, чехословацкий эмигрант — клавишник Ян Хаммер (но на барабанах!), и барабанщик Билли Кобэм. Второй — гитарист Карлос Сантана, басист Даг Роуч, барабанщик Майкл Шрив и перкуссионист Армандо Пераса. К этому пёстрому сообществу добавлены изобретательные и разнообразные электронные клавишные Лэрри Янга (носившего в то время мусульманское имя Халид Ясин) из еще одной супергруппы раннего джаз-рока — Tony Williams' Lifetime. И всё это звучит, в силу смешения саунда основных коллективов жанра, своего рода квинтэссенцией творческой энергии джаз-рока периода его расцвета, когда ещё не было понятно, как скоро могут быть исчерпаны творческие границы этого синтетического вида музыки.

Карлос Сантана, Джон Маклафлин. 1973
Карлос Сантана, Джон Маклафлин. 1973

Вся эта сборная занята не только обменом чисто музыкальными идеями, хотя именно этому она предается с огромным энтузиазмом, генерируя целый водопад идей. Дело в том, что как раз в этот период два супергитариста находились под значительным идейным влиянием индийского проповедника Шри Чинмоя, плюс к тому оба испытывали огромное музыкальное влияние ушедшего из жизни в 1967-м Джона Колтрейна, особенно его поздних работ, проникнутых огромным духовным напряжением, почти экстазом религиозно-мистического плана. Так что и суперскоростные импровизационные линии Махавишну, и характерные восходящие хроматические фигурации Сантаны здесь представляют не столько чисто музыкантскую «дуэль» — соревнование — сколько своего рода со-чувствование, со-исследование неких духовных горизонтов, со-признание восторга реального или воображаемого общения с неким Абсолютом.

Неудивительно, что духовным пиком альбома становится его первый трек, тема «Acknowledgement» из важнейшей работы Колтрейна, «A Love Supreme» (»Любовь Всевышняя», 1964). В переиздании 2003 эта тема оказалась убедительно дополнена её же интересным альтернативным вариантом в шестом треке — чуть более жёстким, напористым и страстным — и оттенена двумя акустическими версиями нежной колтрейновской баллады «Naima».

Первая публикация: Stereo & Video, 2003

Понравилось? Ставьте лайк (значок с большим пальцем вверх) и подписывайтесь на канал, чтобы увидеть новые публикации!