Найти тему
Иван Гвоздь

Теренс Маккенна, «Пища Богов»: смелая научная теория эволюции человеческого сознания с помощью психотропных веществ.

В наши времена термин «революционная книга» уже достаточно замызган и служит неким штампом даже для книг посредственных. Но «Пища Богов» по праву заслуживает статус книги новаторской, оригинальной, т. е. единственной в своем роде.

Трудно сказать, кем же был на самом деле американец Теренс Маккенна, ибо, как это бывает с одаренными исследователями, его трудно впихнуть в какой-либо формат, в узость специализации. Изучал геологию, психологию, биологию шаманизм, этноботанику. А так как молодость его пришлась на славные 60-е, не обошел он и тему изучения психоделиков, которые так полюбились ему, что, можно сказать, они и есть главные герои его зрелой работы «Пища Богов».

-2

Путешествуя по миру, он провел достаточно обширную работу по изучению психоактивных веществ, которые повлияли на развитие человеческого мозга. До сих пор ученые так и не ответили на вопрос: «Какие факторы сказались на возникновении мышления, речи и культуры?». Эта книга дает такой ответ, хотя немногие готовы его принять. В условиях жесткой цензуры и войны против наркотиков, «Пища Богов» — очень неудобная и провокационная книга. Сам Маккенна это тоже понимает, а поэтому размышляет: «не являетесь ли наркоманами и вы – потребители кофе, никотина и сахара?». Он логически обосновывает свои доводы и отложив в сторону дочитанную книгу, ты скажешь сам себе: «а ведь на этой планете, по сути, все торчат!». Правильно, потому что этим занимались еще человекообразные обезьяны. Уж этого точно нельзя отрицать.

Полевые исследования Теренса Маккенны
Полевые исследования Теренса Маккенны

Вспомните уроки истории, классе в пятом, когда учительница вешала на доске старый потрепанный методический плакат, где был изображен уклад жизни первобытного человека. Учительница наверняка рассказывала вам, что до охоты, рыбалки и скотоводства первые люди занимались собирательством. Говорит об этом и Маккенна. У наших предков была очень плачевная судьба: они вынуждены были днями таскаться по прериям и саванам в поисках корешков, ягод, корнеплодов, пригодных в пищу. Так формировалась диета древних людей. Переселяясь на новые земли, изучая новые жизненные пространства, они находили новую пищу, которая или же входила в диету, или же отбрасывалась, если была ядовитой и вызывала тошноту, а иногда – летальный исход. А теперь наступает самое интересное. Растения могут быть съедобными и ядовитыми. Но есть еще и «интересные» представители флоры, которые сильно меняют наше восприятие мира, химию мозга.

Хомо эректус в центре звена
Хомо эректус в центре звена

Фридрих Энгельс когда-то писал, что ничто так не повлияло на рост массы мозга первобытных людей, как употребление в пищу жаренного мяса. Вес мозга Хомо эректуса увеличился в три раза при переходе в Хомо сапиенса. Но в 20 веке, исследователь Маккенна полагает, что это произошло именно благодаря психоделикам растительного происхождения.

Способы, которыми люди потребляют растения, пищу и психоактивные вещества, вызывают смену ценностей у индивидов и в конечном счете – у целых обществ. Употребление одной пищи делает нас довольными, другой – сонными, а какой-то еще – бодрыми. Мы веселы, беспокойны, возбуждены или, наоборот, подавлены в зависимости от того, что поели. Общество молчаливо поощряет поведение, соответствующее принятым в нем нормам, тем самым поощряя потребление определенных веществ, вызывающих приемлемое поведение.
Подавленность или яркая выраженность сексуальности, способность к деторождению и сексуальная потенция, степень остроты зрения, чувствительность к звуку, скорость моторных реакций, темпы созревания и сама продолжительность жизни – вот лишь некоторые из животных характеристик, на которые может повлиять включение в пищу растений с экзотической химией.

Проникнув в диету первобытных, «интересные растения» плотно стали частью их культуры, хотя, как таковой культуры у них еще и не было. Все только начиналось.

Первые встречи между гоминидами и грибами, содержащими псилоцибин, могли на миллион или более лет предшествовать приручению крупного рогатого скота в Африке. И в этот период в миллион лет люди не только собирали и ели грибы, но, вероятно, стали придавать им культовое значение. Но приручение диких животных (огромный шаг в эволюции человека), поставив людей в более близкие отношения с животными, повлекло за собой и расширение контактов с грибами, поскольку грибы эти росли только на помете крупного рогатого скота.
Зебу. На ее помете могли расти "магические грибы"
Зебу. На ее помете могли расти "магические грибы"

Я утверждаю, что вызывающие мутации психоактивные химические соединения в пище древних людей воздействовали на быструю реорганизацию способности мозга к переработке информации. Растительные алкалоиды, особенно галлюциногенные соединения, такие, как псилоцибин, диметилтриптамин (ДМТ) и гармалин, могли быть теми химическими факторами в диете первобытных людей, которые явились катализаторами возникновения человеческой саморефлексии. Действие галлюциногенов, присутствующих во многих распространенных растениях, увеличивало активность переработки информации, а значит чувствительность к среде, и таким образом способствовало внезапному увеличению размеров человеческого мозга. На более позднем этапе того же процесса галлюциногены действовали как катализаторы в развитии воображения, обеспечивая появление внутренней сноровки и способности предвидения, которые могли находиться в хорошей синергии с возникновением языка и религии.

Его изучение не основывается на пустом месте, он проводит анализ исследований многих других ученых, прямо-таки вставляет крупные куски «копипасты» и анализирует их. Из этого рождается очень серьезный взгляд на культуру, прогресс, религию человека под призмой психоактивных веществ.

Подробно анализируя эволюцию сознания и культуры человека, он ставит своей задачей изучить не только вопрос зарождения абстрактного мышления и речи, но и проводит нас через века, демонстрируя, как менялись вкусы людей к 20 веку. Описывая благоденствие первых цивилизаций, родственно связанных с «интересными растениями», он приводит нас к культуре «западной цивилизации». Рисует средневековую Европу и современный западный мир мрачно, потому что, по его мнению, они выбрали "агрессивные" психоактивные соединения, которые неспособны научить человечество больше ничему новому и хорошему. По его мнению, абсурдные военные походы на Восток совершались только лишь за пряностями и тканями.

Рабство. Как стиль "новой цивилизации", отказавшейся от растений-психоделиков и принявшей психоактивные  вещества-стимуляторы (чай, кофе, сахар, алкоголь).
Рабство. Как стиль "новой цивилизации", отказавшейся от растений-психоделиков и принявшей психоактивные вещества-стимуляторы (чай, кофе, сахар, алкоголь).

Любимыми веществами современной цивилизации стали: кофе, сахар, никотин и алкоголь.

"Ни одно вещество не оказало столь продолжительного пагубного воздействия на людей. Борьба за производство, контроль и налогообложение алкоголя за то, чтобы вынести его социальные последствия, играет значительную роль в истории создания торговых империй XVIII и XIX вв. Алкоголь и рабство часто шли рука об руку по ландшафту экономики. Во многих случаях алкоголь был рабством в буквальном смысле, когда триада торговли рабами, сахаром и ромом, вместе с другими прелестями европейской цивилизации распространилась по миру, завоевывая другие культуры. Сахар и алкоголь, который можно было вырабатывать из него, стали каким-то европейским наваждением, безжалостно исказившим демографию тропических районов. К примеру, в голландской Ост-Индии, ныне Индонезии, колониальной политикой было платить женщинам, чтобы они рожали как можно больше детей ради обеспечения себя рабочими для изнурительного труда на сахарных плантациях.

Конечно, можно допустить, что прихиппованный ученый скучает по своим 60-м, где была совсем иная жизнь, в сравнении с реакционными американскими 70-90-ми, и в некотором роде сублимирует, сопоставляя «колыбель цивилизации» и современный западный мир конца 20-го века, но что у него не отнять – глубинность критического мышления и надежду на то, что рано или поздно, человечество снова «свернет в нужную сторону».