/Даже если трясутся руки/
«Доктор Стрендж» – фильм, который вбирает в себя всё то, что так любо зрителю и желанно им в кино. Дерзкий герой, который добивается всего сам. Наука и магия. Логика, не переступающая грань бреда. Юмор на иронии, какая совсем не соответствует обстановке. И профессиональные актёры в лице Бенедикта Камбербэтча, Тильды Суинтон, Рэйчел МакАдамс, Мадса Миккельсена и других.
Четырнадцатая геройская лента киновселенной «Marvel» вводит нового героя со старым обаянием «Шерлока» и игравшего его Камбербэтча. Не менее приятна усовершенствованная фантазия Кристофера Нолана из «Начала» (2010), которую создатели дополняют новой способностью – управлять временем и пространством. Для этого Доктору Стренджу необходимо отказаться от собственного мира, с чем ему помогает страшная автокатастрофа, которая отнимает у знаменитости в медицине состояние, работу, положение и самое главное – эго. Его снижение и открывает герою "новую реальность за гранью сознания".
А там его ждет верный плащ, благая цель, важность внутреннего стержня, геройский выбор и мистика, которая была заслуженно номинирована за визуальные эффекты на «Оскар», премии Гильдии актеров и Британской академии. Для зрителя же бонусом служит заводная песня Бейонсе и полезное культивирование знаний, обучения, движения вперёд и врачебной профессии. Режиссёр ужасов «Восставший из ада 5: Преисподняя» (2000), «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005) или «Избави нас от лукавого» (2014) как будто устал от чередования ступора своих героев с их же страхом. Отчего здесь Скотт Дерриксон развлекается с иронией, движением и дружелюбием по полной. Лишь однажды он выводит зрителя из традиционной динамики MARVEL – когда всё время в пространстве замедляется практически до полной остановки, чтобы герои могли, наконец, спокойно сказать то самое важное, что в действии изобразить невозможно. Или просто это было бы гораздо дольше двух часов и дороже 165 миллионов долларов бюджета.
Речь о духовности в широком и узком смысле этого слова, которая и привлекла к этой роли занятого актёра Бенедикта Камбербетча, когда-то проведшего целый год в буддистском монастыре в Дарджилинге, в Индии. Очевидно во многом этот опыт и позволил актеру воссоздать на экране образ, задуманный создателями и предполагающий великую мудрость – самообладание. От зашкаливающей крутости бывшего «Шерлока» здесь, кроме обаяния самого актёра, нет ни ухмылки, ни ухмылочки. Только человеческая заносчивость, свойственная всем обоснованно и заслужено успешным людям.
Тильда Суинтон, удачно заменившая комиксового старейшину-мужчину, также не сквозит лицемерием, которое она имела при «Константине» (2005), и той занудностью, когда было «Что-то не так с Кевином» (2011). Она такая же космическая, какая всегда даже в жизни, но по-новому неоднозначная и многогранная. Наверное, поэтому на контрасте рядом с ней так очаровывает простая здесь Рейчел МакАдамс, от которой не приходиться ждать очередного хитроумного обмана Ирэн Адлер («Шерлок Холмс» Гая Ричи, 2009, 2011). В противопоставление – герой Мадса Миккельсена статичен в образе антагониста, но в финале заслуживает искреннего сожаления из-за своего фатального заблуждения.
«Доктор Стрендж» – фильм, который не удивит и не впечатлит разве что слишком серьёзно настроенных зрителей. Потому как противостоять завышенным ожиданиям не может ни одна даже самая продуманная лента. Тем более та, основная функция которой всего лишь с фейерверком и помпой ввести очередного остроумного героя из комиксов на экран. При этом ни одному отрицательному отзыву, где перечислено множество минусов, у картины не отнять то, что MARVEL в своих лучших традициях и здесь доносит до сознания что-то более важное, чем красочная картинка. А именно, что, когда мир рушится материально, духовно или морально, всегда можно этому противостоять. Даже если ты – хирург, и у тебя трясутся руки.