Найти тему
Сергей Проскурин

Паркинг внутри дома - неизбежность или причуда?

Автомобили засевают поверхности городов, как бактерии в питательной среде в чашке Петри.

Уже сейчас в Москве невозможно найти двор с кусочком асфальта, не покрытым автомобилем.

А какова ситуация на улицах городов? Только главные городские магистрали свободны от припаркованных автомобилей (да и то не всегда). Все улицы и проезды городов заставлены припаркованными автомобилями с обеих сторон. Из возможных трех-четырех полос движения остается иногда одна, что безусловно приводит к пробкам.

Причем такая картина не только в районах старой застройки, но даже вблизи современных домов бизнес-класса, в которых существует подземный паркинг.

Почему?

Еще в 2005 году Правительство Москвы приняло Постановление

"Изменения в МГСН 1.01-99... о нормировании расчетных показателей требуемого количества машиномест для объектов жилого, общественного и производственного назначения ... в целях улучшения качества проектирования и строительства в городе Москве, повышения уровня обслуживания населения города, снижения объемов неорганизованного хранения и паркирования легкового автотранспорта на улично-дорожной сети города, успешной реализации программы гаражного строительства в городе "

Московское правительство, осознавая проблемы парковки, было вынуждено (и огромное спасибо ему за это) забыть про экологию, потеснить во дворах детей и старушек, чтобы увеличить почти в два раза количество парковочных мест.

На какое-то время это дало возможность вздохнуть свободнее автовладельцам.

Надолго ли? Конечно, нет.

Заасфальтировав все свободные места в старых дворах, не удалось в них окончательно снять проблему парковки.

Даже несмотря на то, что дома старой постройки высотой 5 - 9 - 12 этажей заселены не очень состоятельным населением преклонного возраста, не каждый из которых имеет автомобиль, дефицит парковочных мест сохраняется даже там.

Что же происходит во дворах из относительно современных 16 - 17 - 25 - 40 - 55 этажных домов?

В этих домах экономического класса около 2/3 квартир коммерческие. У их владельцев после приобретения квартиры остались средства на покупку 1 - 2 - 3 машин для личного пользования. Но в проекте застройки кроме пятачка для детской площадки и местных проездов не предусмотрено никаких парковочных мест!

Для того, чтобы увидеть картину в таких дворах, где автомобили разве что не наползают один на другой, не надо вести долгие поиски. Эта картина повсеместна. От элитной Ходынки до удаленного Бутово.

Не обращать внимания на сложившуюся ситуацию могут только те, кто живут в загородных коттеджах с собственными гаражами на 2 - 4 машины.

Но они также являются ее заложниками. Потому что, приезжая в город, им приходится ездить по городским улицам, на которых местный житель, не найдя места для своей машины во дворе, оставляет ее.

Таким образом, с наших городских дорог исчезает по одной полосе в каждом направлении. При том, что дорожная сеть в Москве занимает меньшую часть площади по сравнению с любым городом мира.

В итоге коллапс неизбежен!

Перестав быть предметом роскоши и став средством передвижения в современном городе автомобиль порождает много проблем.

Все автолюбители, которым довелось ездить на автомобиле по Москве до начала 90-х годов, с тоской вспоминают то время. Свободные улицы, полное отсутствие пробок. ГАИ "ловило на скорость" на основных магистралях. Тогда автомобиль не порождал проблем, потому что оставался предметом роскоши. А значит и не ставил задач по разрешению этих проблем перед городским управлением.

Кстати, возврат автомобиля в некоторой степени в ранг, если не предмета роскоши, то в категорию престижного владения, это тоже один из путей разрешения проблемы.

В условиях рынка городская власть не в состоянии влиять на соотношение зарплата - цена автомобиля, как это было в период СССР. Нормировать продажи автомобилей тоже не получится.

В руках законодателей остаются налоги: на автодороги, на автомобили, на топливо. Эти налоги давно и широко обсуждаются, но их радикальное повышение вызовет бунт населения и рост цен с последующей инфляцией. А незначительный их рост не повлияет на разрешение дорожной ситуации. Получается, что и налоги не могут радикально исправить ситуацию.

В настоящее время минимальная стоимость владения автомобилем стремится к нулю. Каждый может наблюдать около своего дома несколько автомобилей, которые практически никогда не отъезжают от дома. Или потому, что они неисправны, а у хозяина нет денег на то, чтобы его починить. Или просто хозяину недосуг заниматься его ремонтом, потому что у него несколько автомобилей и этот ему не нужен. При нулевой стоимости владения (надо подчеркнуть - владения, а не эксплуатации) и низкой цене на подержанные авто город обречен на захламление своих улиц автомобилями.

В некоторых странах мира найден способ гармонизации использования автомобилей в городах. В частности в Японии, Южной Корее и некоторых других странах существует подобие ваучера на парковочное место. Назовем его парковочный билет.

Недавно в союзной Беларуси обсуждали эту идею для Минска. Идея сколь проста, столь и эффективна.

Однако, для Москвы может быть предложен и такой вариант получения парковочного билета.

Каждый владелец квартиры или наниматель социального найма в качестве дополнения к квартире получает в соответствии с нормами (например, МГСН 1.01-99 с измененими от 2005 года) определенное количество парковочных билетов. При регистрации автомобиля в ГИБДД в свидетельство вносится не только VIN автомобиля, но и номер парковочного билета, который, естественно, должен быть уникальным. При этом парковочный билет может быть приписан только к одному автомобилю.

Если у владельца небольшой квартиры только один парковочный билет, а автомобилей несколько, ему придется купить или взять в бессрочную аренду парковочное место у другого владельца квартиры, у которого нет автомобиля, или в паркинге.

Введение парковочных билетов позволит и вызовет необходимость провести учет парковочных мест в городе, тем самым определив предельную емкость города для зарегистрированных автомобилей и осознать потребность в строительстве паркингов и мест постоянного хранения автомобилей.

А также наложит строгое ограничение при проектировании и строительстве домов на наличие парковочных мест. Если проект дома предполагает в соответствии с нормами определенное количество парковочных мест, в соответствии с которым будет выдано заданное количество парковочных билетов, то эти парковочные места должны быть однозначно указаны в проекте. Т. е. указано на плане парковочное пространство, где они будут размещаться, внутри ли дома или за его пределами.

Для Москвы типичная ситуация, когда вокруг дома экономкласса нет места для прохода с коляской из-за припаркованных машин.

Во дворе нового дома в рабочий полдень
Во дворе нового дома в рабочий полдень

Представляется разумным ограничение на приобретение машин в зависимости от категории квартиры.

В частности, если гражданин покупает квартиру в доме экономкласса, ему полагается по норме один парковочный билет бесплатно. Если же его жене тоже потребуется автомобиль, он должен будет приобрести в постоянную собственность или в бессрочную аренду парковочный билет у соседки пенсионерки, которой билет не нужен, тем самым поможет малообеспеченным людям. Или же ему придется приобрести место в паркинге.

Ни для кого не секрет, что в городе используется значительное количество автомобилей по доверенности людьми с сомнительной регистрацией. Если ввести парковочный билет, то у владельца старого авто пропадет интерес к продаже по доверенности, т.к. не освободив паркоместо, нельзя будет поставить на учет новый автомобиль. Количество разбитых "пятерок", "шестерок" и "семерок" на дорогах значительно поубавится.

Развивая инструмент "парковочного билета" муниципальные власти могут провести оценку и размещение свободных участков для хранения авто и привязать каждый парковочный билет к определенному месту на поверхности. Тем самым сбудется мечта жителей московских домов иметь свое место во дворе. Если же свободного места не достаточно, перед архитектурно-планировочными органами встанет задача выделения участка для строительства паркинга.

Эти паркинги могли бы строиться с участием городского бюджета в части муниципальной доли для обеспечения паркоместами муниципального жилья, а остальные места для коммерческой реализации.

Известна проблема плохой реализации мест в паркингах. Эта проблема не раз выносилась на обсуждение и в Москве и в Санкт-Петербурге и даже в Киеве.

Только очень обеспеченные люди с готовностью приобретают места для своих автомобилей в подземных паркингах и даже готовы приобретать их впрок. Большинство покупателей квартир даже в домах "бизнесс-класса" не хотят тратиться на паркинг. Зачем?! Их же ничто не вынуждает это делать. Никто не штрафует за парковку на дороге. "А, где-нибудь приткну!" - думает большинство автовладельцев. Деньги есть куда потратить и без паркинга!

Наивно полагать, что возрастет сознательность этой категории граждан, если никто не будет ее стимулировать.

Введение парковочного билета как раз и явилось бы этой стимулирующей мерой.

Может оказаться, однако, что когда все автовладельцы будут стимулированы на покупку мест в паркингах возникнет их жесточайший дефицит.

Несмотря на затянувшуюся программу "народный гараж" даже ее скорейшее завершение не уменьшит дефицит парковочных мест. Количество автомобилей прибывающих в Москве опережает количество планируемых парковочных мест.

Помимо сдерживания приобретения авто с помощью парковочного билета, необходимо принять меры для предотвращения возникновения этой проблемы в будущем. Это возможно только в случае системного проектирования машиномест в домах с жилыми и служебными помещениями.

Строительство отдельно стоящих наземных как и подземных паркингов рационально только в зоне существующей и тем более исторической застройки.

На площадях нового строительства и в случаях точечной застройки паркинг безусловно должен размещаться внутри здания, в его подземной или наземной части.

Осознание необходимости такого подхода постепенно приходит.

Недавно по телевидению прошел материал о перспективном строительстве в Москве жилых домов с паркингами на первых трех этажах. Если количество машиномест в таком паркинге будет соответствовать количеству машин в доме это снимет проблему.

А если не будет соответствовать?

Существуют проекты пристраивания многоэтажных паркингов к глухим торцам существующих домов. Это могло бы быть возможным решением для существующей многоэтажной застройки.

Недавно у московских архитекторов появился проект жилых домов с гаражами непосредственно в апартаментах. Такой многоэтажный дом они назвали "мультикоттедж", так как в нем обеспечен такой же комплекс удобств как в загородном коттедже.

Подобные дома уже проектируются и строятся за рубежом. Примером может служить проект CarLoft в Берлине или построеный дом SkyGarage в Нью-Йорке.

На Плющихе построен клубный дом, в котором лифт поднимает автомобиль на уровень квартиры для высадки пассажиров, а потом опускает автомобиль в подземный паркинг. Это, конечно, экзотика. Но не вызывает сомнения, что не существует технических проблем для реализации таких решений.

Все дело в политической воле и смелости Правительства Москвы.