Найти в Дзене

Прибалтика как поле битвы цивилизаций

Для германца освоение Ливонии - героическая страница его истории. Его предки бесстрашно несли слово Божье добрым, но не просвещенным северным язычникам. Сильные духом бюргеры оставляли свои города в уютной Средней Германии и, нашив на грубые одежды крест, отправлялись в далекие болотистые земли, где вели борьбу и словом, и делом с кровожадными нехристями и их пособниками - демонами во плоти. Святость и коварство шествовали тогда рука об руку, и не всегда можно определить, чего было больше. Из ливонских лесов вышли немецкие национальные герои - рыцари Тевтонского ордена. Борцы за веру и основатели идеального средневекового государства. Пятна на их плащах, которые пытаются поставить зарубежные исследователи, немецкие читатели замечают редко. Восточная колонизация была для Германии эпохой становления нации. Впоследствии именно в покоренных областях - Браденбург, Пруссия - сформировался основной немецкий государствено-административный центр. Именно Прусское государство стало двигателе

Для германца освоение Ливонии - героическая страница его истории. Его предки бесстрашно несли слово Божье добрым, но не просвещенным северным язычникам. Сильные духом бюргеры оставляли свои города в уютной Средней Германии и, нашив на грубые одежды крест, отправлялись в далекие болотистые земли, где вели борьбу и словом, и делом с кровожадными нехристями и их пособниками - демонами во плоти. Святость и коварство шествовали тогда рука об руку, и не всегда можно определить, чего было больше. Из ливонских лесов вышли немецкие национальные герои - рыцари Тевтонского ордена. Борцы за веру и основатели идеального средневекового государства. Пятна на их плащах, которые пытаются поставить зарубежные исследователи, немецкие читатели замечают редко.

Тевтонский рыцарь
Тевтонский рыцарь

Восточная колонизация была для Германии эпохой становления нации. Впоследствии именно в покоренных областях - Браденбург, Пруссия - сформировался основной немецкий государствено-административный центр. Именно Прусское государство стало двигателем объединения Германии во второй пол. XIХ в. - именно прусские короли стали императорами возрожденного рейха. Многовековой натиск на Восток был важнейшим элементом германской национальной идеи. Культурное столкновение с финно-угорскими народами в Средние века оформилось в имперские амбиции немецких идеологов позднейших времен.

Карта Тевтонского Ордена
Карта Тевтонского Ордена

Удачи и поражения русско-немецкого противостояния XIII в. нередко выливались в позднейший реваншизм.

Именно в лесах Прибалтики немцы осознали себя нацией. Не меньшее значение этот регион играл и в русской истории. Святой воитель Александр Невский сложился защитник земли и веры — как личность и политик в ходе боев в Прибалтике. Примечательно, что как в германской, так и в русской истории было немало примеров возрождения образов противостояния ХII в. Иван Грозный в 1558 г. начал войну в Ливонии под предлогом возвращения «Юрьевской дани», утраченной после захвата крестоносцами Юрьева (Тарту) в 1224 г. «Тевтонский воин» зачастую являлся пропагандистским образцом для солдат вермахта в Великой Отечественной войне, а разгром иноземцев в Ледовом побоище стал важным стимулом для советских солдат, противостоявших реанимированному «натиску на Восток» 1941-1945 годов.

"Ледовое побоище"
"Ледовое побоище"

Вскрывая проблемы прошлого, мы помогаем решению современных задач, чистим свое зрение и добавляем света сознанию. И дело не только в отношениях с балтийскими странами. Рассматривая сюжет русско-немецкой борьбы за Прибалтику как мелкий, мы впадаем в ошибку «азиоцентризма», смысл которого в том, что формирование российской нации якобы произошло, в азиатским влиянием. Имеется также риск заметно выхолостить существо культурного размежевания, произошедшего в Xlll в. Только внимательный обзор позволяет объемно реконструировать и вскрыть масштабный цивилизационный конфликт, волею судеб выбравший своим эпицентром побережье холодной Балтики.