Найти тему
Раккун Сити

История предательства и мести Playstation

Оглавление

1991:

В июне 1991 года Кэн Кутараги — представитель отдела исследований и разработок Sony прибыл на ежегодную CES в Чикаго. Кутараги должен был представить дебютный продукт компании на рынке видеоигровых развлечений в сотрудничестве с Nintendo.

Изначально Play Station задумывалась как дополнение для SNES, улучшающее характеристики консоли и с помощью которого консоль могла бы запускать игры с CD-дисков. Условия сделки с Sony гласили, что SNES Play Station сможет воспроизводить как компакт-диски, так и картриджи, и в последствии, Sony сможет выпустить свою собственную консоль и получать прибыль от продажи любых игр на CD-носителях.

В 2015 году был найден прототип SNES-CD
В 2015 году был найден прототип SNES-CD

За несколько недель до анонса Play Station бывший президент Nintendo Хироси Ямаути осознал масштаб своей ошибки. Сделка с Sony противоречила стратегии Nintendo, которая заключалась в повсеместной монополии на игровом поприще, из-за чего в тайне президент и исполнительный директор Nintendo of America отправились в Европу, чтобы заключить более выгодный контракт с Philips для производства аналогичного аддона. Ямаути понял, что создал не партнера, а опасного конкурента. 

Стенд Nintendo на CES 1991
Стенд Nintendo на CES 1991
«...Sony взяла Nintendo за яйца... Но сделка с Philips должна была сделать две вещи: вернуть Nintendo контроль над рынком, и грациозно послать Sony...»

На CES у Sony был собственный стенд на котором в первый день выставки была представлена Play Station, но уже на следующий день Nintendo анонсировали свое сотрудничество с Philips, что стало сюрпризом не только для аудитории, но и для самой Sony. Nintendo поставила Sony в унизительное положении, и в последствии компании пытались урегулировать разногласия между собой, но не сумев найти консенсус, Sony начали разрабатывать собственную домашнюю консоль под названием Playstation.

New York Times: «Сделка Nintendo-Philips — это пощечина для Sony»

Придя к выводу, что Playstation нет смысла выпускать как 16-битную консоль Sony начали двигаться в сторону создания приставки, которая сможет работать с трехмерной графикой.

Фил Харрисон, руководитель Sony Computer Entertainment America с 1992 по 2000 год: «Внутри компании боялись выходить на видеоигровой рынок. Старая гвардия в руководстве Sony боялась перспективы уничтожить почти 50-летний, публично почтенный бренд Nintendo. Ситуация резко изменилась, когда после выхода первой Playstation игровое подразделение Sony приносило 90% прибыли всей компании»

1992-1994:

Ранние прототипы геймпадов
Ранние прототипы геймпадов

Во времена NES и SNES Nintendo брала в узду разработчиков и применяла строгую модель поставок и распределения игр. Игровые компании подписывали контракты, позволяя большой «N» самостоятельно производить и поставлять катриджы, в том числе и решать какое количество копий будет выпущено. В ответ на это ошеломляющее ограничение команда PlayStation создала огромный отдел по продажам, который сумел передать управление дистрибуцией собственными играми в руки самих разработчиков. Когда Sony анонсировали это решение на встрече разработчиков в Токио в 1994 году реакция была потрясающей. За два года до выхода первой консоли от Sony, большинство японских издателей уже поддержали компанию и уже тогда заявили о своей поддержке новоиспеченного бренда. 

Фил Харрисон: «Официальный анонс появления Sony Computer Entertainment состоялся только в 1993 году, а большинство издателей уже объявило о своей лояльности к нам»
-5

Sony удалось захватить и американский рынок, сумев привлечь западных разработчиков быстрой сертификацией их игр, а также увеличенной ставкой роялти. К тому же у Playstation в первые годы существования было малое количество собственных игр, что уменьшало конкуренцию на новой платформе.

Одним из крупнейших партнеров Sony во время запуска первой консоли были Namco, которые сумели удивить Фила Харрисона драйвом и графикой демо-версии Ridge Racer для Playstation

Фил Харрисон: «Я сразу же осознал, что Namco станут ключевыми поставщиками игр для нашей консоли, и во время демонстрации прототипа один из разработчиков спросил у меня, хочу ли я увидеть другую игру, над которой они работают? Когда я согласился, они показали мне Tekken»
Разные варианты логотипа Playstation
Разные варианты логотипа Playstation

3 декабря 1994 года впервый день запуска Playstation было продано 100 000 консолей в Японии. До конца декабря в стране восходящего солнца было продано еще 200 000. Несмотря на успешные показатели продаж в рамках одной страны, Sony все еще сомневались в своем игровом подразделении, так как руководство компании понимало, что настоящий тест на успех будет пройден после запуска в Северной Америке и Европе, а до него оставалось еще полгода.

1995:

-7

Изначально на западе Playstation должна была называться «PSX», поскольку оригинальное название не пользовалось успехом среди фокус-групп. Однако руководствуясь аналогичной ситуацией с плеером Walkman Sony решили пойти на риск и не изменять название консоли.

11 мая 1995 года SEGA опасаясь грядущей экспансии со стороны Sony совершила один из самых дерзких и смелых поступков в истории игровой индустрии. Прямо со сцены E3 компания объявила о выходе Sega Saturn в этот же день по цене в 399 долларов.

Это был смелый (хотя в последствии катастрофический) шаг, который изменил планы Sony по выходу на американский рынок. На той же E3 новый руководитель американского подразделения Sony по имени Стив Рейс анонсировал конкурентоспособную цену Playstation, что по началу было убыточным, однако дальновидным решением. Стартовая цена Playstation в США была 299 долларов.

-8

Дешевая цена, агрессивная маркетинговая кампания ориентированная на средний возраст потребителей в 20+, а также огромное количество вечеринок по всей Америке обеспечили огромный успех бренду Playstation на западе.

Выйдя в Америке 9 сентября 1995 года Sony сумели продать почти миллион консолей к Рождеству — вдвое больше, чем у Sega Saturn, цена на которую осталась завышенной, а неожиданный запуск усугублял всю ситуацию. Ноябрьский выход в Европе принес еще 600 000 тысяч проданных консолей в копилку Sony.

-9

С годами первая Playstation перешла отметку в 100 миллионов проданных консолей. На ней вышли сотни знаковых игр, включая Tomb Raider, Gran Turismo, Metal Gear Solid, Final Fantasy VII, Silent Hill, Resident Evil, Crash Bandicoot, Tekken и еще больше значимых для всей индустрии тайтлов.

Продав больше консолей чем NES и SNES вместе, Sony отбросили бывшего предателя в лице Nintendo на второе место, кардинально изменив игру и перевернув всю игровую индустрию. Sony навсегда закрепилась на рынке видеоигровых развлечений.

Подписывайтесь на наше сообщество в Вконтакте и канал в телеграме, и делитесь в комментариях своими любимыми играми с первой Playstation.