Случилось это в начале 90х. Мы прилетели на маршрут в Якутию с целью пройти на каяках неизвестную до этого реку Буралах. Она берет своё начало с ледника на отрогах Верхоянского хребта и впадает в Лену километров на 500 ниже Якутска. Так как это был первопроход и мы не знали, что нас ожидает, МКК (маршрутно-квалификационная комиссия) заставило нас заявить маршрут по высшей категории данного района. Так что шли мы в водный поход 5й к.с., что в последствии не оправдалось.
Снаряжения с собой было много. Разборные каяки, гидрокостюмы и т.п. плюс еды на 3 недели автономного маршрута. В тайге, как известно, магазинов нет.
Мы благополучно долетели из Питера до Якутска, там сели в самолет поменьше и приземлились в городке Сангар, на берегу Лены. Здесь мы должны были погрузиться в биплан АН-2 и лететь до начала сплава, но судьба распорядилась по-другому.
Как обычно в этих краях все лето горела тайга и самолеты, которые летают не достаточно высоко, не летали. Мы просидели на берегу Лены 3 дня, а когда наше терпение лопнуло взяли с собой фляжку спирта пошли поговорить с лётчиками. Они оказались отличными парнями и как на духу сказали нам, что может полетим завтра, а может и через месяц не полетим. Всё зависит от дыма над тайгой.
Мы серьёзно прочувствовали ситуацию и попросили разрешения срисовать полётные карты. Карта реки у нас была, а вот всего района конечно не было. Мы ведь не собирались идти пешком через тайгу. В результате летуны дали нам карту, карандаш и кальку и я срисовал весь кусок от Сангара до ледника из-под которого вытекала наша река. Понятно дело, что принтеров и ксероксов в те годы у них не было.
На следующий день мы вышли в пешку. Как я уже писал, что снаряжения у нас было много. Мы планировали добраться до реки, как говориться, «колёса в воду», поэтому вес не экономили. На пешую заброску никто не рассчитывал. Пройдя пол дня мы уперлись в реку шириной метров 100. Собирать каяки было лениво, так что мы по-быстрому смастерили плотик, на котором уместилось всё наше барахло и благополучно, вплавь, толкая перед собой плот, перебрались на другой берег.
После переправы решили пообедать и провести «совет старейшин». Оказалось, что не только я, но и остальные парни (девчонок в такие походы мы не брали) мягко выражаясь устали под таким весом. А впереди нас ждал длинный путь.
В результате было принято единогласное решение сегодня больше никуда не идти, а провести ЖЕСТКУЮ ревизию снаряги, а заодно сожрать и выпить всё лишнее. Так и сделали. До сих пор не понимаю, как в нас влезло столько тушенки. Всё мы конечно не осилили, оставили на пляже подвесив на дерево, от зверья. Помню вечером весёлые крики: «У меня коньяк для начальника аэропорта!»
«Давай сюда, уже не понадобиться»
Утром уходили налегке. На песке остались лежать гидрокостюмы и куча снаряжения без которого, как мы посчитали, можно обойтись. Так же жестко мы поступили и с едой. У нас был спиннинг, так что беря в расчёт рыбу, мы оставили рацион на человека в день: 2 сухаря, 2 бульонных кубика, пол шоколадки и немного крупы. Так же взяли 2 фляги со спиртом. Не подумайте плохо, в тайге это валюта. Кстати, обратно, на речном буксире мы ехали до Сангара именно за спирт.
До сих пор помню, как вечером наливал кипятком миску до краёв, чтобы бульона было побольше, а ночью, несмотря на усталость, от голода было не заснуть.
Через 4 дня, миновав 2 перевала и форсировав несколько речек мы дошли до ледника из-под которого вытекала река Буралах. По дороге не видели ни одного человека. Однажды встретили медведя, но он сбежал, чем нас совсем не огорчил. Сразу взялись за рыбалку, но в этой идеально чистой ледниковой воде не водились даже лягушки. Рыба началась через пару дней и в изобилии.
До сих пор не понимаю, как я вывел группу четко к нужному месту по кальке срисованной с полётной десятикилометровки.