"Нет, ты не будешь забвенно столетье безумно и мудро!" - писал Радищев на рубеже столетий. Идеи Просвещения уже полноправно вошли в жизнь России, и способствовало этому печатное слово. Петровские реформы изменили жизнь страны, всё новые и новые слои общества приобщаются к книге. Из освящённой веками скрижали она превращается в предмет, привычный любому образованному человеку. Домашняя библиотека тоже не роскошь, книга становится доступной многим. Российская словесность откликается на это новое в нашей культуре явление, создав жанр "похвалы". Вот один из самых ярких ранних панегириков, написан на латыни Стефаном Яворским (1658 - 1722), перевод в стихах напечатан в 1771г. на страницах журнала "Трудолюбивый муравей":
Идите от моих, любезны книги, рук,
Из коих почерпал я сладости, наук,
Идите и других уже умы питайте
И в них сладчайший свой нектар вы изливайте!
Богатство, слава, честь и счастье дней моих
Зависело от вас, возлюбленных мной книг.
Духовные завещания книголюбов того времени часто начиналось с описи библиотеки и распоряжений о её будущем, т. е. заботились как о самом дорогом. Так сделал вятский и великопермский епископ Лаврентий:
"Библиотеку мою собственную отдаю в Вятскую семинарию
для употребления в пользы обучающихся в оной".
Таким образом старались передать свою любовь к книгам.
Петровские реформы, организация Академии наук и создание системы светских учебных заведений резко ускорило духовный прогресс русского общества. Со второй половины XVIII века растёт число личных библиотек, книга, утратив "божественный ореол", становится верным другом, спутницей на жизненном пути. И это отражается в стихах Михаила Никитича Муравьёва (1757 - 1807) - владельца отличной библиотеки:
Товарищи,, наставники, друзья,
О книги! у вам украдываюсь я
Мгновенья скрыть оставшейся прохлады,
Вкушая в вас последние отрады,
Я наслаждатися меж вами прихожу
И время течь скоряе обяжу.
Заметная разница в подходе к предмету поэтического произведения!
Одним из крупнейших поэтов и драматургов XVIII века был Яков Борисович Княжнин (1742 - 1791), не просто так Пушкин в своём "Евгении Онегине", перечисляя театральных кумиров, называет его имя. Но время практически никаких документальных материалов и сведений о его библиотеке и книжных интересах для нас не сохранило, а ведь эпитет ""переимчивый" у Пушкина ох как не случаен! Единственный источник сведений о поэте - его стихи. За год до своей трагической смерти (версии были разными, официальная - от простуды, Пушкин считал, что Княжнин умер под розгами) в поэме "Воспоминания старика" он написал:
Беспечно в книгах зарываясь,
Я с пылким чувством зрел красы,
Поэзьей нежною пленяясь,
Я ей лишь посвящал часы.
Или в исторьи древних веков
Летел к прошедшим временам;
Зрел римлян, египтян и греков,-
Как будто с ними жил и там.
Потом пущусь гулять по свету,
За книгой обтеку весь мир,
Или в романах без предмету
Влюблялся в тысячу Пленир...
В это время появляются и первые читательницы, правда, интересует их пока лишь "чувствительные" романы... Но к концу века ситуация начинает меняться. Возникают типографии в Ярославле, Нижнем Новгороде, Калуге, Тобольске, появляются книжные лавки, увеличивается количество библиотек, как личных, так и казённых.Появляются враги книги и просвещения, в каждом печатном листе они видели символ новых, опасных идей и вольнолюбия. Ответом становится сатира. Антиоха Дмитриевича Кантемира (1708 - 1744) князя, сына молдавского господаря, ставшего первым нашим сатириком:
Гордость, леность, богатство - мудрость одолело,
Невежество знание уж местом посело;
То под митрой гордится, в шитом платье ходит,
Оно за красным сукном судит, полки водит,
Наука ободрана, в лоскутах обшита,
Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Герои этой сатиры - персонажи малопривлекательные: бездумный гуляка, скупой богач, ветреный щёголь-петиметр...
Возникает и тема бездумного, бесполезного чтения "модных"книг, псевдобиблиофильства. Именно тогда появились поддельные "библиотеки": обои и дубовые панели, раскрашенные под корешки старинных фолиантов, деревянные муляжи книг, картонные футляры с золотыми названиями "престижных" сочинений Вольтера, Руссо, Юнга. Профанация книги и книгособирательства, увы!, не нова. "Шкап с книгами - часто служит одним только украшением, а не пользою",- саркастически писал Я.Б.Княжнин в своём "Толковом словаре".
Тогда же возникает ещё одна проблема всех книголюбов: "забывчивость", а точнее воровство книг. Андрей Тимофеевич Болотов рекомендовал владельцам библиотек связывать книги, особенно мелкие, тесьмою в пачки, чтобы приятелям, любящим собирать библиотеку из чужих книг, труднее было их унести. (Это до какой же степени доходило воровство книг, если такой совет дан!)
Интересный был XVIII век, ничего не скажешь! Разве что ещё одну цитату из "Толкового словаря"Княжнина привести:
"Читать - читается трояким образом: 1)читать и не понимать; 2) читать и понимать;3) читать и понимать даже то,чего не написано. Большая часть людей читает первым манером, но третьим весьма мало".
Мудрец!
__________________________________________________________________________________________
Спасибо за отзывы, лайки, дочитывания, всё нужно))) Всем добра!