Жанр: остросоциальная драма
Год: 2019
Режиссер: Клим Шипенко
Страна: РФ
Здравствуйте, товарищи! Сегодня поболтаем про относительно недавнюю экранизацию романа Дмитрия Глуховского.
ВНИМАНИЕ!!! В рецензии присутствуют небольшие спойлеры
Сразу скажу, я книгу не читал, так что оцениваю исключительно кино. И, забегая вперёд, ожидал большего. Какого-то высказывания, мнения, мысли, которую нам хотят донести. Но получилось, что называется, ни рыба, ни мясо.
Фильм начинается сильно. Интересно. Энергично. По хорошему зло. А потом всё резко замирает. Главный герой вроде бы что-то делает, куда-то идёт, но вот только зачем? Его очень трудно понять, потому что тут он ненавидит настолько, что убивает и особо по этому поводу не раскаивается, а потом вдруг проникается к убиенному чувствами сострадания. Надо же, он переживал, что упрятал главного героя на 7 лет. Подкинул ему наркоту. Мамочки плакался. Ох ты какой бедняжечка, давайте вместе поплачем. Я лично не вижу тут поводов для сострадания. Также весьма спорны с моральной и логической точки зрения попытки спасти его ребенка (который будет расти без отца), помирить с отцом-генералом (который потом всё равно узнает, что это писал не его сын). Зачем вот это всё? Чтобы мы поняли, что все люди на земле и хорошие, и плохие одновременно? Но так личная жизнь убитого никак не извиняет даже близко то, что он сотворил с жизнью главного героя. И, как ни старались меня весь фильм чуть ли не насильно сопереживать антагонисту, в конце он так и остался мажором, которому всё можно и который поломал своими действиями не одну жизнь просто так, шутя.
В фильме есть сильные сцены. Вернее, одна сцена. Это разговор с матерью, которая якобы за закрытой дверью. Вот тут, за буквально пять минут, раскрывается вся суть и смысл, появляется посыл. Но, учитывая концовку, всё это ни к чему не приводит. Множество проблем поднимаются - а ответов на них никаких. Мы все и так знаем про произвол властей, про проблемы отцов и детей, про провинциалов и москвичей. Можно хоть какие-то выводы? Предложения, как из этой ситуации хотя бы попытаться выйти? Потому что то, как из неё выходит главный герой, кроме как откровенной глупостью, извините меня, не назовешь.
Но, если по поводу сценария можно ещё подискутировать. Рассмотреть его с разных точек зрения. Может, даже поспорить, то вот о качестве режиссуры и съемки хочется поговорить отдельно. Снято безобразно.
Режиссер явно питает слабость к артхаусу. Вот только "питать слабость" и "уметь снимать" - вещи очень разные. Тут мало расплывающегося изображения и кадра с кровью на арте главного героя. Зачем постоянно повторять одни и те же сообщения, которые приходят на телефон? К середине фильма они начинают раздражать, а к концу откровенно бесить. Вы экономите на композиторе? Музыки действительно особо не слышно. Хотите показать, о чём думает главный герой в этот момент? Да это любому зрителю понятно, он сам об этом думает, ему только что сообщение озвучили.
Оператор явно неплохой спортсмен. По крайней мере, он всем пытается показать это при каждом удобном случае и начинает бежать за главным героем в немногочисленных экшн сценах. А когда бежать не надо - подключается тремор рук и ненужный зум.
Весьма странно дело обстоит с цензурой. Мата в фильме много и он запикан. В результате мы, порой, по несколько минут только и слышим, что "пи". Но тут присутствует довольно длинная эротическая сцена на грани порно, важность которой для художественного наполнения фильма весьма спорна.
Что хочется отметить исключительно в положительную сторону - это игру Петрова. Не знаю, модно ли сейчас его ругать и ненавидеть, но Александр старается и у него получается. Персонажу веришь, несмотря на нелогичные поступки, которые он частенько совершает. Что поделать, актеры - рабы сценария.
Вердикт: 5 из 10. По итогу кино получилось слабое. Его можно посмотреть, даже обсудить. Но рекомендовать не хочется.