Найти тему
антонина аронович

ЛАРЕЦ С НАРАБОТКАМИ.

Педагогом я стала очень поздно, только в 33 года. До этого времени не могла определиться с профессией, т.к. образование было всего лишь 7 классов. Надо было закончить среднюю школу и только тогда можно было о чем-то мечтать. Но дело в том, что я очень не любила учиться, т.е. сидеть за партой. Фамилия моя была на букву Ф и поэтому меня очень редко спрашивали, 1-2 раза в четверть, а т. к. я была девочкой рослой, то постоянно сидела за последней партой и шансов отвечать почаще у меня, можно сказать, было мало. Училась так себе, на 3-4. багаж за плечами слабый, не интересный, и поэтому определиться с профессией долго не могла. Потом закончила вечернюю школу рабочей молодёжи, получила среднее образование, у меня стало больше шансов. И только в 33 года, когда у меня было уже двое детей, я решила попробовать выбрать то, что мне больше по душе. До этого успела поработать секретарём-машинисткой, уехать на стройки коммунизма и поработать арматурщицей, а потом и замерять температуру железобетонной продукции и только тогда, когда было наработано достаточно трудового стажа, я поняла, что всё это не моё, работать так, лишь бы провести время, у меня не получалось. Я не хотела ходить на работу, выполняла её без души, от чего постоянное неудовлетворение, апатия, скорей бы сбежать.

Я не помню каким образом, совершенно случайно, в руки мне попал журнал «Начальная школа», и в это время печатались статьи В. СУХОМЛИНСКОГО, учителя от Бога. (Кому интересно, можете узнать о нём, источники найдёте). Я, ничего не подозревая, увлеклась чтением его статей и до сих пор вспоминаю время, когда, после прочтения очередного материала, я могла стоять перед окном, глядя в никуда, мысленно прожить вместе с замечательным педагогом тот момент, о котором только что прочитала в очередном номере журнала. Нет, это было незабываемо, передать словами то, что я имела, в тот миг в своём воображении, передать не могу. Мой муж рано уходил на работу, дети в детский садик, а я оставалась одна, наедине сама с собой. Я так благодарна Богу, что он мне послал тот промежуток времени, когда всем сердцем, душою, воображением могла поставить себя рядом с человеком, любящим детей, свою страну, свой народ, хотя- бы мысленно, пережить с ним чувство радости, удовлетворения от того, что ты делаешь не потому, что это тебя заставили, что должен делать против своей воли, а потому, что это твоё любимое дело, которое можешь делать от души. Картины воображаемого вставали передо мной одна за другой так чётко, явно и последовательно, что я для себя решила, что буду только педагогом и больше никем, причём, непременно, работать в начальной школе. Решила, так и сделала. Закончила педагогическое училище и проработала в должности учителя начальных классов не только до пенсии, но и до настоящего времени, а мне сейчас идёт 81-й год. Очень любила свою работу со всеми её неудачами, сложностями, непредсказуемостью. Так что, милый человечек, сначала помечтай, поищи себя, проверь на выносливость, только тогда посвящай себя любимому делу, если оно даже малооплачиваемое, нервное, неблагодарное, но зато ЛЮБИМОЕ.

Свой педагогический стаж я начинала в средней школе, где обучалось 1200 человек в ныне городе СЕВЕРСКЕ, зав.учебной частью по начальной школе была в то время КОЗЛОВА РОЗА СТЕПАНОВНА (царствие ей небесное) которая не навязывала мне методик ни своих, ни каких - либо других, и с самого начала знакомства спросила, почему я выбрала именно эту профессию, ведь мне в ту пору, я уже говорила, было 33 года. Мне, наверное, повезло в том, что на первых моментах моего педагогического становления встретился человек, который поверил в меня и, в дальнейшем, всячески, помогал, проверял, учил, наставлял, будучи уверена в том, что она, как заслуженный учитель Российской Федерации, пополняет ряды педагогов, любящих своё дело.

Сначала я скрупулёзно следовала методике образования по предметам, тогда уже появились поурочные разработки на весь учебный год, календарные планы и много чего другого. Потом я почувствовала неудовлетворение тем, что мне предлагали, и я осмелилась потихоньку вводить своё, увиденное, услышанное, нажитое, удобное мне в данный момент.

Первый раз в первый класс я вошла в декабре, т.е. почти половина учебного года уже прошло. Ничего не знаю и знать не хочу, и буду делать всё так, как подсказывают обстоятельства на данный момент, сейчас, сию минуту. Открываю дверь и … о, ужас! 43 ученика устроили в классе такой …. . Промолчу. Пыль до потолка, крик такой, что рядом стоящие не слышат друг друга, носятся между партами, по партам, сидят под ними, да ещё чем-то кидают таким, что могут выбить глаз, поранить товарища. Одна из мам решила помочь мне и стала успокаивать детей. Она подбегала то к одному, то к другому, пытаясь успокоить, но её никто не слышал и пуще прежднего продолжалась чехорда. Я вежливо попросила мамочку оставить меня с детьми и попросила разрешения самой навести порядок в классе. Первое что я сделала- это встала возле учительского стола, попросила посмотреть на меня и делать всё как я. Я подняла руки вверх и сделала громкий хлопок, потом руки на пояс. После третьего хлопка ребята обратили на меня внимание и стали делать так, как просила я. Выждав момент, когда подавляющее большинство следовало моим просьбам, я перешла на марширование под счёт 1,2. Потом поучились с есть тихо за парты, не хлопая крышками и, наконец, положить руки на парту, поставить на локти, и опять положить, а потом всё вместе: встать, тихо сесть за парту, поставить руки на локти и, наконец, положить руки на парту и дышать только носом, так как в классе очень много пыли. Дети успокоились, и я заново познакомилась с ними. За этот урок я успела с ними ещё записать в тетрадях для печатанья своё имя, отчество и фамилию. Всё прочитали несколько раз, попробовали вслух произнести, и я попросила ко мне обращаться по имени отчеству, если забыли, то пусть читают по тетради, я подожду.

На этом моё знакомство закончилось. На перемене дети обступили меня, и, не боясь и не стесняясь, общались со мной до звонка. С этого дня у меня проблем с дисциплиной на уроке не было.

На второй день я провела родительское собрание, на котором отдельно поставила вопрос личной гигиены ребёнка. Обратила внимание на то, что в обязательном порядке у ребенка должен быть чистым нос, и в карманах пальто и школьной формы должны быть носовые платки. Попросила разрешить мне, если я сочту нужным, выйти ученику, вымыть нос и вытереть своим носовым платком. Обещала сделать это деликатко, для пользы дела. Не скажу, что проходило всё без сучка и задоринки, не так-то было, но я настойчиво настаивала на своём, где мытьём, где катаньем, но к концу года проблем по этому вопросу не было. Мы, как учителя начальных классов, работали с одним классом 3 года. К слову сказать, к концу третьего класса у моих детей не было проблем с дыханием, дышали только носом и свободно. За что потом родители меня благодарили. Впоследствии, когда меня хорошо узнали, этот вопрос решался безболезненно. Я считаю, это не последнее дело, не только учить детей грамоте, ещё и помогать им это делать легко. Потом я пошла ещё дальше. Если ученик захотел в туалет я разрешала детям во время урока самим встать тихо, выйти и вернуться, сесть на место и продолжать работу, не отвлекая класс от работы. Я решила ещё одну проблему. Не надо было отвлекаться во время объяснения нового материала. Об этом мы договаривались с ребятами, что выходить из класса только при сильной необходимости: может быть приступ рвоты, боли в животе и т.д. старалась доверять детям. Если замечала, что этот факт шёл не по тому руслу, то приходилось возвращаться к этому вопросу и на классном часе объяснять ещё раз, что значит, когда тебе верят. Вы знаете, помогало. Я считаю, что мне удавалось достичь желаемого, потому что я ребёнка ставила наравных, он, как я, взрослый человек, должен принимать решения, которые помогут и ему решить проблему. Вот этому я не могла ни у кого поучиться. Об этом я никому не рассказывала, не офишировала, т.к. у моих коллег педагогический стаж намного выше, и, некоторые уже имели награды, поэтому я стеснялась говорить об этих собственных наработках, вдруг что-то делаю не так. 2

Проходило время, находились единомышленники. Я им так благодарна. С самого начала моего творческого пути встретились люди, которые сильно не лезли ко мне в друзья, да и к себе не очень приглашали, поэтому я предоставлена, хотя бы на уроке, самой себе. Меня это устраивало. Но никто, никогда не отказали мне в помощи, если я обращалась сама. Напротив, на одном из пед.советов, учитель, которого считали гордым, неподступным, сказала, что я молодец потому, что не стесняюсь спрашивать даже самое простое, и это хорошо,т.к. стараюсь делать так, как надо. Потом мне стало ещё проще,и я стала смелее внедрять в свою практику то, что считала уместным. Ранее я говорила, что мне повезло на добрых людей, работала под контролем завуча школы КОЗЛОВОЙ РОЗЫ СТЕПАВНЫ, которая не скупилась на похвалы. Это меня ещё больше вдохновляло и давало возможность ещё с большим желанием идти на любимую работу. Мы, все педагоги начальных классов , очень любили своего старшего УЧИТЕЛЯ. Потому что, если у тебя какая-то неудача, она отругает, но обидиться на неё не возможно. Она обязательно извинится, если что не так, но свою точку зрения обязательно озвучит, но и твою выслушает, в результате приходится самой делать вывод. Очень уважала мнение учителя, давала возможность высказаться, если не в данный момент, то, непременно, представит тебе такую возможность.

По натуре я была человеком энергичным, особенно в молодые годы. В конце учебного года решила с детьми пойти в поход. А как? Кто подскажет? Вот была наивна!

На 25 мая назначаю поход. Сидя в классе за партами на листочках бумаги записываем что необходимо взять с собой:

1. Рюкзак, чтобы лямки не резали плечи. Пояснение: у кого нет рюкзака, сшить мешочек

30х30 см, в уголки положить по мелкой картош

ечке и зафиксировать лямки. (об этом мы вычи

тали в «Пионерской правде)

2.Подстилка (Хорошо бы байковое одеяльце).

Продукты:

Картофель сырой –5шт.

Хлеб чёрный – 4 кусочка.

Хлеб белый – 2 кусочка.

Свежий огурец – 1 шт.

Крупа (пшено) – полстакана.

Сахар – полстакана.

Яйцо варёное – 2 шт.

Соль.Лафитник сливочного масла.

Миску, ложку, кружечку – всё металлическое.

Топорик, нож, ножницы - несла я.

Непременно носовой платок, чистую тряпочку, вытирать руки, лицо.

Родители об этом были заранее извещены и поэтому принимали самое активное участие в сборах.

На ноги надеть старую удобную обувь. Носки, ботиночки, но не тапки.

На голову – платочек или легкую шапочку. Мальчики - фуражки.

У моих родителей это было тоже впервые, поэтому кто-то пытался положить чего-то побольше или доложить сладенького. На это у нас был общевыработанный запрет. Поход – дело серьёзное и трудное. Что всем – то и тебе. Крупным шрифтом было написано число и время явки. 26 МАЯ В 9.00 ч. от школы. Я старалась придать значимость наших намерений, и ребята принимали всё это очень серьёзно. Я тогда, наверное, сама была ребёнок тридцатилетний. Какая я молодец, что наивность не покинула меня в то время. Для себя мне надо было собрать то же самое и так же нести рюкзак. Одна мама всё же решила не отпускать меня одну с детьми, поэтому пошла вместе с нами со своим отдельным снаряжением.

3

Ровно в назначенный срок явились 43 человечка, которые полностью доверились мне – УЧИТЕЛЮ. Сердце моё ликовало от радости, что мне доверились эти крошечки и, с присущей им робкостью, обращались ко мне по всякому поводу:по серьёзному и не очень.

Не грубо, но для порядка, договорились выстроились парами, рюкзачки положили рядом на травку, а теперь друг у друга проверить рюкзак товарища, всё ли собрано именно так, как было предложено. Уговор дороже денег: кто взял лишнее – делит на всех и съедаем тут же. Сказано – сделано. Были нарушения, поэтому удалось, хоть понемножку, но отведать. Я тоже входила в долю, приходилось есть.

Я объяснила план похода. Было решено – сделать привал у ближайшей колонки, чтобы не пить, а только смочить рот и горлышко. Пить нельзя, потому что будет очень тяжело идти.

Внимание! Тронулись! Идём парами, не теряя своего друга. Шли ровным шагом, не наступая на ноги впередиидущему, но и не отставать. Рюкзачки вели себя хуже деток, никак не хотели висеть на плечике, сползали, но их поправляли и несли как положено.

Надежда Васильевна - так звали маму, которая пошла с нами всё время удивлялась, как можно выработать у восьмилетнего ребёнка такое послушание и повиновение. Она пыталась кому- то помочь поднести рюкзачок, но увы! Не положено, надо нести самому.

Я, конечно понимала, что кому-то может быть тяжелее. Но порядок есть порядок.

Пройдя километра два, дошли до заветной колонки. По моей команде остановились, развязали рюкзаки, вытащили подстилку, расстелили, взяли по огурчику и по полкусочка чёрного хлеба. Сели на подстилочку, не торопясь, мелко пережёвывая пищу, съедаем отведённый паёк. Минуточку посидели, отдохнули, отведав чуть воды, прилегли на подстилочку и вытянулись. Закрыли глаза, отдыхаем 15 минут.

По команде встать, не суетясь, убрать подстилку, завязать рюкзак. Промочить рот и горлышко водой, но не глотать, вылить. Приготовиться к дальнейшему походу.

Пошли дальше. Через полчаса пути решили выбрать место для расположения. Обязательно должна быть близко речка, без неё никак. Выбирали серьёзно: должно быть сухо, но близко вода, нужны дрова для костра, нужны травы и деревья, чем заварить чай, нужна большая полянка, где можно порезвиться. Вдоволь поваляться, расслабиться, или кому-то захочется уединиться и полюбоваться красотой родной природы. Предложений было много, но большинством голосов выбрали ту, что была чуть пониже. При выборе принимали участи все, даже мы с Надеждой Васильевной вступали в споры со всеми, давая детям понять, что мы такие же, как они и хотим отдыхать.

Выбрали, расстелили одеяла и повалились от усталости. Какая приятная усталость

Чуть полежали, решили перекусить. Достали яйца, кусок чёрного хлеба, огурец, соль. Наконец-то можно от души поесть. Как же было вкусно! Дана команда, кто хочет может отдохнуть, кто не хочет гуляет. На это было отведено 30 минут. Время пошло!

По свистку, которым заведовал самый маленький мальчик, уселись все на свои места. Была дана команда: всем сложить картошку в одну общую кучу, пшено ссыпать в один мешочек, сахар отдельно в другой, соль в третий. (У детей в рюкзаке остался один хлеб и посуда). Дальше распределялись обязанности по звеньям. Одни – собирали дрова, другие готовили травы для заварки чая, третьи – носили воду. Вот тут-то и началась кутерьма! Мы, взрослые, только успевали выполнять команды. Какая же молодец была Надежда Васильевна, что согласилась пойти со мной. Мы брали с собой 3 десятилитровых ведра. Снаружи измазали их глиной, развели костёр, вскипятили в одном ведре воду для питья, заварили её черёмуховой корой, накрыли крышкой, поставили в безопасное место, чтобы дети не свалили, насыпали сахару. Пока чай настаивался, во втором ведре приготовили первое. Начистили картошки, нарвали щавеля, заправили тушенкой,(собирали родители и купили в складчину) нарвали дикого лука, повесили варить. Как только запахло тушонкой- все вдруг захотели есть. А нам того и надо. На костре всё готовится быстро. Вкуснятина!!!!

Чай готов, первое тоже А что со вторым? Пока вдыхали аромат щей, закипало третье ведро воды. Засыпали пшено, положили соль, сахар и накрыли крышкой. Пока громоздились на подстилочках, разливали по мисочкам сначала по чуть-чуть, потом, кому захочется и добавить. Мы есть не успевали, а только и знали, что обслуживать. Это было настолько приятное занятие, когда видишь с каким аппетитом смывается всё с мисочек, описать не возможно, надо только видеть. Детям этот процесс тоже очень нравился. Я предложила повременить с добавкой щей, а сначала отведать пшённой каши сдобренной сливочным маслом. Она получилась такая вкусная, ароматная, рассыпчатая и золотистая, что сам бы ел, да … Некогда. Ели все с удовольствием даже те, кого дома кормили с ложечки. Правда! Чай приостыл, поэтому можно было разливать без опаски. Пили вволю. На всякий случай поставили ещё ведро воды кипятить и заварили тоже черёмухой, чтобы не было расстройства желудка. Наелись, напились, помыли посуду в речушке и опрокинули всё на заготовленные тряпочки. Пусть сохнут, а мы поиграем. Пока дети играли, мы успели чуть-чуть перехватить и от души напились чая с запахом черёмухи.

Если вы никогда не пили, то попробуйте. Особенно на свежем воздухе, незабываемое ощущение, поверьте.

Чтобы самим отдохнуть, мы предложили детям лечь на свои одеялки, посмотреть на небо и мысленно полетать на облаках, помечтать, где бы ты хотел опуститься и для чего. Потом мы, взрослые запели песни, естественно «Вместе весело шагать», а потом ещё, и ещё, и ещё … тут пошли вход и «Катюша»,и «Ехал со ярмарки ухарь-купец» и много чего ещё – всё не перескажешь. А время бежит. Дети стали пристраиваться, чтобы уснуть. Ну это уж слишком, дорогие мои. Это в наш распорядок не входило, и я решила объявить конкурс на то, кто быстрее, аккуратнее соберёт свой рюкзачок. Одно условие, что ничего оставлять нельзя. Сначала репетировали несколько раз, а потом был дан старт и в мгновенье ока, мы готовы идти домой. Но уходить не хотели. Силы, конечно. иссякли, но домой всё же надо возвращаться и так же пешком. Для этого я предложила заварить чай еловой веткой и выпить без сахара не менее полстакана. Нет, передать словами не возможно, это можно только испытать, тогда поверишь, что работать с детьми – это счастье.

Построились по два, но на этот раз кто с кем захотел . Расчёт по порядку номеров проводили каждый час для бдительности. Шли свободно, не напрягали дисциплиной и старались всю дорогу весело шутить. Город был очень маленький и когда мы подошли к началу его, там нас встречали родители. Конечно, каждый схватил первым своего, самого

родного и любимого, а те в свою очередь наперебой торопились поделиться впечатлениями. Мы с Надеждой Васильевной разошлись только тогда, когда не осталось с нами ни одного путешественника. На прощанье моя помощница поблагодарила меня за удовольствие, которое она испытала во время похода.

Я была благодарна сама себе и Господу Богу за то, что он мне дал эту возможность.

Погода в этот день была прекрасной, я была молода и полная сил и задора, да ещё такая помощница. Я мысленно поблагодарила всех детей за то, что они у меня были.

Впечатлений осталось очень много. Благодатного материала для работы в классе – масса..

Если на уроке русского языка нужно было составить какое-то предложение, я предлагала ученикам вспоминать ранее заученные стихотворения или наш поход. Вот тут-то и поднимался лес рук. А мне того и надо. У детей развивается мышление, развивается речь, обогащается словать и, наконец, даёт больше возможности общаться друг с другом. На уроке математики считали, пересчитывали, составляли задачи, готовили для будущих первоклассников счётный материал на уроках труда. Так что, каждое мероприятие, проведённое учителем, помогает развиваться не только ученикам, но и самому учителю.

Это вот одно из мероприятий, которое я провела в первый год работы в школе.

В то время было четыре первых класса. На втором году обучения, мы – учителя первых классов решили вместе составлять поурочные планы. Задерживались после уроков и быстро это дело организовывали, чтобы легче было работать воспитателю группы продлённого дня. Но я стала замечать, что одна из наших орденоносцев часто стала отсутствовать, ссылаясь на непредвиденные обстоятельства. А потом эта затея вообще померкла. Я обрадовалась, мне опять предоставилась возможность быть собой.

РОЗА СТЕПАНОВНА могла приходить ко мне на любой урок без предупреждения, я спокойно к этому относилась, не тушевалась, а работала так, как считала нужным, используя материал мероприятий, проводимых с классом. А позже я услышала, что при обсуждении посещённого урока, бывали случаи, когда приводили примеры из моего опыта. Это очень не по нутру было некоторым, и они затаили на меня обиду. Как так, кто я такая? Стали меня игнорировать при проведении общешкольных мероприятий. Я этого не замечала и продолжала работать по-своему, как подсказывало моё воображение. Конечно, я не отступала от правил, всё время советовалась со старшими по стажу, и они мне подсказывали, помогали, исправляли, при этом, не унижая меня.

Уважаемые коллеги, прежде чем выбрать профессию, поройтесь, пожалуйста в себе, проверьте, можете ли вы найти себя там, ваше ли это, говорят, в большинстве случаев гороскоп определяет многое.

С годами работы в школе я заметила, что дети, придя в первый класс из детского сада, склонны к тому, чтобы присвоить чужую вещь, т.е. к воровству. Как с этим бороться, не могла понять. И только с опытом пришло то, чего добивалась долго.

Я работала в сельской школе. Наполняемость классов маленькая или приходилось работать с малокомплектными классами, сразу с тремя классами одновременно. Вот где испытываешь муки ада! И так я работаю уже полгода. К нам в село приезжает новый зоотехник, дочка его пришла ко мне во второй класс. Я её посадила на заднюю парту вместе с другой девочкой из нашего села. Семья была небогатая, поэтому дети приучены к тому, чтобы беречь вещи. Гале мама в подарок купила маленькую записную книжечку, очень красивую. Она носила в школу не знаю почему, наверное хотелось, чтобы все знали, что ей мама покупает за хорошую учёбу. Ну носила и носила, она всегда лежала у неё на парте на самом видном месте. Если кому-то было интересно, Галя показывала.сама всем, кто захочет. И вот пришла к нам в класс новенькая девочка Ирина. Скромная, очень умненькая, хорошо одета, тетради в полном порядке. Ирина сразу влилась в наш класс. Я была очень довольна пополнением. Проходит время, и вдруг у Гали пропадает та самая записная книжечка. Она очень расстроена, плачет и говорит, что это взяла Ирина, потому что книжечка только что лежала на парте и вдруг её не стало. Сюда никто не подходил.

Искали, искали – так и не нашли. Что делать? Я знала, что мама у Гали очень скандальная, может быть много неприятностей. Как быть? Я и так, и эдак, ну никак не могу добиться

успеха. А Галя всё рыдает, боится, что мама её накажет за то, что она взяла эту вещь в школу. Кончается третий урок, а пропажа не нашлась. Я чуть задерживаю класс и говорю, что мы сор из избы не выносим, если кто сознается в краже, об этом будем знать только мы, больше никто. Дразнить за это никто не будет, только верните пропажу. Нет, тихо!

Перемена была большой, собрала еще раз всех учеников и сказала, что сейчас мы все выйдем из класса, а потом попрошу каждого по одному заходить в класс и возвращаться опять ко мне. Тогда тот, кто взял книжечку положит ко мне в стол и никто знать не будет. Но потом пусть этот человек подберёт случай, подойти ко мне так, чтобы никто его не заметил. Я обещаю об этом никому не рассказывать. Я всё сделала так, как сказала. В результате книжечка оказалась у меня в столе. И только на следующий день на прогулке, Ирина улучила момент и призналась мне в содеянном. Она потом слёзно просила меня не рассказывать об этом её семье. Оказалось, папа был очень жестоким, сильно избивал маму, строго наказывал её и младшего братика, она очень боялась, что я расскажу ему о случившемся. Какое-то время Ирина ходила в школу напряженная, угнетённая, но потом поняла, что всё позади, осмелела, раскрепостилась, стала весёлой. Так никто и не узнал, кто виновник, да они и знать не хотели. С тех пор у меня в классе ничего не пропадало.

Главное – это пример, если я сказала, что не выдам, значит должна сдержать своё слово. А вот что касаемо сора не выносить из избы, то это я говорила с самого начала учебного года с первого класса. Почему? Объясняю. Мы жили в деревне, где все друг друга знают, и очень любили сплетничать. Были такие, кто выспрашивали у своих детей про кого-то, а потом где нибудь на ферме, или на покосе, а может быть у колодца, начнут орать на всю деревню, как чей-то сын или дочь плохо учится, грязный ходит в школу, на завтрак принёс не то. Поэтому я просила учеников не рассказывать дома, что плохого происходит в классе, чтобы их не обсмеивала вся деревня. Конечно, я старалась не позволять себе вольности, оскорбления, унижения, но, тем не менее, говорила, чтобы сор из своей избы не надо выносить, придёт время и семья сама во всём разберётся. Вы знаете, помогало. Они мне сами рассказывали, что мама что-то начинает расспрашивать про плохое в школе, а они отвечают прямо, что нам Антонина Петровна не разрешает выносить сор из избы, мы сами разберёмся. Они отставали и были уверены, что если я что-то плохое знаю про их семью, то это дальше не пойдёт. За это на меня не обижались, а наоборот, одобряли. Здесь, я считаю, мне удалось убить двух зайцев. Первое: доверие родителей, второе – тоже доверие и детей.

В силу обстоятельств, мне пришлось поменять место жительства из города в деревню. Вот тут-то я ещё больше почувствовала свободу мыслям и волю чувствам.

Деревенская деревянная школа с печным отоплением. 13 учеников в 3-х классах. 4 первоклашки - это мои. Первое, что я заметила, это манера одеваться. Я не скажу что была какой-то модницей, но приехав из города, я, в монере одеваться, сильно отличалась от местных. Тогда в сельской местности люди жили не бедно и поэтому могли позволить себе купить что захотят. На одном из родительских собраний мама одной из девочек просит показать брошь, которой я застёгивала тёплый шарф, укрывая голову. Я показала, а мама и говорит, что Татьяна просит купить шарф и брошку, в школу она будет ходить не в шапке, а голову будет укрывать шарфом, сложенным вдвое и застёгивать брошью, она сказала, что так одевается Антонина Петровна, т.е. – я. В сельской местности работа специфическая: ферма, поле и т. д. Поэтому женщины могли в магазин наспех забежать купить что-то и бегом домой, т.к. обеденный перерыв очень короткий. Поэтому в магазине стояла такая вонь, что если ты одет прилично, а выйдя из магазина, от тебя воняло так же, как от доярки. Я ходила только опрятно одетой, на ногах сапожки, если даже на улице распутица. Прошло время, правда не за один день, в магазин стали ходить опрятно одетые, даже продавец напоминала дояркам, чтоб следили за собой, или пусть в магазин приходят другие члены семьи. С продавщицей в то время мы сильно подружились и решили вместе вести борьбу с неряшливостью. Вы знаете, мы это делали очень тактично, ненавязчиво. Приводили примеры, как смотрят на них мужчины, посторонние, намекали на фасоны платья, юбочек, пальто, головного убора. Тихо, очень осторожно женщины стали скидывать с себя грязные бесформенные рабочие халаты, а подшивать, ушивать, переделывать красивые, по фигуре халатики, которыми пользовались на работе, а потом переодевались и чистые, нарядные возвращались домой. У нас на селе в то время были такие красивые женщины, что я, женщина 33 лет с гордостью смотрела на них и, мне казалось, что только в селе можно разглядеть стать, гордость, величие и неотразимую красоту русской женщины. Очень любила смотреть на красивых людей, но в тайне от всех, незаметно. Денег у них было достаточно, красивых вещей тоже, но они не знали куда, когда, что надеть. Я не демонстрировала модели,