Найти тему
Азвука - теория звука.

Чем отличается автомобильная пищалка от домашней?

Понятно, что довольно сложно (или даже невозможно) подвести под одну гребенку все многообразие автомобильных и домашних высокочастотных динамиков. Возьмем частный случай и сравним два конкретных динамика.

Оба динамика качественные - это явно не ширпотреб.

Wavecor TW022WA05-01
Wavecor TW022WA05-01

Вот ссылка на этот ВЧ динамик

Автомобильный твиттер из комплекта Focal К2 Power.
Автомобильный твиттер из комплекта Focal К2 Power.

Модель не самая новая, но комплект из 4 динамиков и кроссовера стоил порядка 30т.р. И он реально этих денег стоит!

Очевидно, даже внешне динамики сильно друг от друга отличаются. Есть некоторые общие тенденции: у домашних высокочастотников обычно большой и широкий фланец, который многократно больше самой мембраны. За широким фланцем можно спрятать большой магнит и получить ту же напряженность магнитного поля, не используя дорогие но компактные неодимы.

Автомобильные динамики обычно очень компактные, это тоже очень логично: как правило, место для их установки сильно ограничено. Чем компактней динамик, тем удобнее установка.

В конструкции динамиков есть некоторые особенности. Наш домашний экземпляр имеет вполне заметный рупорок и привычную форму купола.

-3

А вот автомобильный динамик привычным назвать сложно. Вогнутая форма излучающей поверхности, плюс акустическая линза хитрой формы (если эту штуку можно так назвать).

-4

Динамики также заметно отличаются и по резонансу - у домашнего динамика резонанс в районе 700Гц, у автомобильного порядка 2кГц. Не знаю, насколько это показательно, но низкоиграющих автомобильных пищалок я пока не встречал (это не значит, что их нет).

Домашний динамик можно пускать от более низкой частоты. Этот автомобильный высокочастотник ниже 4кГц резать крайне нежелательно)

АЧХ подтверждает эту догадку: средние частоты у автомобильного динамика существенно завалены.

Вавкор красный, фокал зеленый. Судя по графику, фокал лучше пускать с 5кГц, не ниже. Вавкору вообще пофигу, от килогерца очень ровненько играет
Вавкор красный, фокал зеленый. Судя по графику, фокал лучше пускать с 5кГц, не ниже. Вавкору вообще пофигу, от килогерца очень ровненько играет

Теперь самое интересное: сравним, как отличаются графики АЧХ в зависимости от угла. Диаграмма направленности, другими словами.

Домашний ВЧ динамик. Микрофон по высоте всегда на уровне динамика. Расстояние от динамика до микрофона 10см, угол 0 (черный), 15 (темнее), 30 (еще темнее), 45 (самый светлый) градусов.
Домашний ВЧ динамик. Микрофон по высоте всегда на уровне динамика. Расстояние от динамика до микрофона 10см, угол 0 (черный), 15 (темнее), 30 (еще темнее), 45 (самый светлый) градусов.

Автомобильный ВЧ динамик. Микрофон по высоте всегда на уровне динамика. Расстояние от динамика до микрофона 10см, угол 0 (темно-красный), 15 (темнее), 30 (еще темнее), 45 (самый светлый) градусов.
Автомобильный ВЧ динамик. Микрофон по высоте всегда на уровне динамика. Расстояние от динамика до микрофона 10см, угол 0 (темно-красный), 15 (темнее), 30 (еще темнее), 45 (самый светлый) градусов.

Вполне очевидно, что у домашнего динамика более широкая диаграмма направленности.

Хорошо это или плохо?

Однозначный ответ дать невозможно. В условиях комнаты широкая диаграмма направленности может обеспечить равномерное распределение высоких частот.

В условиях автомобиля более предпочтительным выглядит узкая диаграмма направленности. Эти фокалы - это акустика, предполагающая качественный звук. Качественный звук в авто предполагает качественный и продуманный инсталл компонентов. Есть возможность точно определиться с установкой и направлением излучения этих динамиков.

Эти пищалки при правильной установке будут создавать правильную звуковую картину строго в месте прослушивания. Нужно меньше мощности для создания нужного уровня ВЧ, т.к. в остальное пространство излучается меньше высоких частот. Будет меньше переотражений, а в машине это весьма важно! Если комнату можно обвешать рассеивающими и поглощающими панелями, то в автомобиле такой возможности нет.

Более того, как раз на уровне ушей огромное количество жесткого и отражающего материала - там стёкла. Которые дают весьма неприятные ранние отражения, смазывающие и искажающие звук. Избавиться от этого в полной мере невозможно (не будем же мы залеплять стекла поглощающим материалом?!), но можно минимизировать благодаря узкой направленности ВЧ.

Если проанализировать два последних графика и сравнить разницу между прямым излучением (0град) и излучением под углом (45град), то получим вот такую картину:

График, показывающий, на сколько дБ просела АЧХ у домашки и автодинамика в зависимости от угла (0град и 45град)
График, показывающий, на сколько дБ просела АЧХ у домашки и автодинамика в зависимости от угла (0град и 45град)

Очевидно, что от 5кГц и выше домашка играет значительно шире, чем автодинамик.

Также очевидно, что и у домашки идет серьезный просад АЧХ при больших углах. 10Дб разница в сравнении с прямым излучением на 20кГц. От этого никуда не деться, излучение динамиков обычных конструкций всегда будет направленным;)

Подписывайтесь на новые статьи!