Понятно, что довольно сложно (или даже невозможно) подвести под одну гребенку все многообразие автомобильных и домашних высокочастотных динамиков. Возьмем частный случай и сравним два конкретных динамика.
Оба динамика качественные - это явно не ширпотреб.
Вот ссылка на этот ВЧ динамик
Модель не самая новая, но комплект из 4 динамиков и кроссовера стоил порядка 30т.р. И он реально этих денег стоит!
Очевидно, даже внешне динамики сильно друг от друга отличаются. Есть некоторые общие тенденции: у домашних высокочастотников обычно большой и широкий фланец, который многократно больше самой мембраны. За широким фланцем можно спрятать большой магнит и получить ту же напряженность магнитного поля, не используя дорогие но компактные неодимы.
Автомобильные динамики обычно очень компактные, это тоже очень логично: как правило, место для их установки сильно ограничено. Чем компактней динамик, тем удобнее установка.
В конструкции динамиков есть некоторые особенности. Наш домашний экземпляр имеет вполне заметный рупорок и привычную форму купола.
А вот автомобильный динамик привычным назвать сложно. Вогнутая форма излучающей поверхности, плюс акустическая линза хитрой формы (если эту штуку можно так назвать).
Динамики также заметно отличаются и по резонансу - у домашнего динамика резонанс в районе 700Гц, у автомобильного порядка 2кГц. Не знаю, насколько это показательно, но низкоиграющих автомобильных пищалок я пока не встречал (это не значит, что их нет).
Домашний динамик можно пускать от более низкой частоты. Этот автомобильный высокочастотник ниже 4кГц резать крайне нежелательно)
АЧХ подтверждает эту догадку: средние частоты у автомобильного динамика существенно завалены.
Теперь самое интересное: сравним, как отличаются графики АЧХ в зависимости от угла. Диаграмма направленности, другими словами.
Вполне очевидно, что у домашнего динамика более широкая диаграмма направленности.
Хорошо это или плохо?
Однозначный ответ дать невозможно. В условиях комнаты широкая диаграмма направленности может обеспечить равномерное распределение высоких частот.
В условиях автомобиля более предпочтительным выглядит узкая диаграмма направленности. Эти фокалы - это акустика, предполагающая качественный звук. Качественный звук в авто предполагает качественный и продуманный инсталл компонентов. Есть возможность точно определиться с установкой и направлением излучения этих динамиков.
Эти пищалки при правильной установке будут создавать правильную звуковую картину строго в месте прослушивания. Нужно меньше мощности для создания нужного уровня ВЧ, т.к. в остальное пространство излучается меньше высоких частот. Будет меньше переотражений, а в машине это весьма важно! Если комнату можно обвешать рассеивающими и поглощающими панелями, то в автомобиле такой возможности нет.
Более того, как раз на уровне ушей огромное количество жесткого и отражающего материала - там стёкла. Которые дают весьма неприятные ранние отражения, смазывающие и искажающие звук. Избавиться от этого в полной мере невозможно (не будем же мы залеплять стекла поглощающим материалом?!), но можно минимизировать благодаря узкой направленности ВЧ.
Если проанализировать два последних графика и сравнить разницу между прямым излучением (0град) и излучением под углом (45град), то получим вот такую картину:
Очевидно, что от 5кГц и выше домашка играет значительно шире, чем автодинамик.
Также очевидно, что и у домашки идет серьезный просад АЧХ при больших углах. 10Дб разница в сравнении с прямым излучением на 20кГц. От этого никуда не деться, излучение динамиков обычных конструкций всегда будет направленным;)
Подписывайтесь на новые статьи!