Найти тему
Петр Ахламов

Советские фантастические мультфильмы

Оглавление
Кадр из м\Ф "Полигон", Анатолий Петров, 1977
Кадр из м\Ф "Полигон", Анатолий Петров, 1977

За двадцать лет своей жизни я видел много разных советских мультфильмов, в том числе фантастических. Что-то по телевизору, что-то в конце 90-х-начале 2000-х было у нас на VHS-кассетах, что-то в начале 2000-х нам записывали на DVD знакомые, а что-то я узнал уже начиная с 2010 когда лично у меня появился доступ в интернет.

В этой подборке я хотел бы собрать небольшой ТОП-5 советских фантастических мультфильмов, которые находятся в моей видеотеке, которые я люблю периодически пересматривать и которыми я хочу поделиться с Вами.

V место: Контракт, Владимир Тарасов, 1985

Данный мультфильм сделан по мотивам рассказа Роберта Сильверберга. Он рассказывает про Колониста на необитаемой планете. По прибытии на него нападают различные монстры, которые оказываются торговой уловкой торгующего робота. Разозлившись он его прогоняет, и начинает располагаться на планете: с помощью специального устройства "массопередатчика" ему, по контракту, обещано предоставление "всего необходимого для жизни" бесплатно.

Он заказывает бритвенный крем и лезвие, но тут снова появляется робот и предлагает образец тюбика для удаления волос бесплатно. Опробовав товар, колонист приобретает один тюбик. Колонисту приходит заказ, но с него требуют деньги, т.к. лезвие и крем для бритья - "роскошь", не входящая в "необходимое для жизни."

Колонист отменяет заказ и просит оплатить заказ робота. Но ему отказывают, т.к. ему запрещено контрактом приобретать товары в обход фирмы. И он получает первое предупреждение. Видя, что у Колониста сложное положение - "Извини, друг. Я попал в западню. У меня нет денег." - робот дает ему тюбик так, но нарушает правило купли-продажи. И тоже получает первое предупреждение.

Получив еще несколько предупреждений, робот отключается от системы питания, а Колонист не выдержав рвет контракт. А между представителями фирм происходит вооруженный конфликт и Колонист лишается массопередатчика.

С помощью аварийного блока электропитания Колонист реанимирует робота, а тот подключив дополнительные элементы, когда наступила зима, начал обогревать Колониста.

Мне мультфильм нравится. Рисовка в нем необычная. И мораль: читайте договоры и контракты прежде чем подписывать. Мне непонятно, как вообще Колонист на такое подписался? Не помню с каких времен, еще до просмотра этого мультфильма, видимо из-за того что у меня в школе было Право с Экономикой, у меня в голове не укладывается просто так подписать договор. Стоишь иногда в банке/..., надо подписать договор, тебя торопят, скорей-скорей, подписывай! А чего я буду подписывать, если я еще не прочитал? На что я подпишусь?

Забавно еще, что если я правильно заметил, Колониста срисовали с озвучивавшего его Александра Кайдановского.

IV место: Контакт, Владимир Тарасов, 1978

Мультфильм от того же режиссера, что снял "Контракт", только раньше.

На Землю ночью прилетает инопланетянин. А утром, Художник отправляется на прогулку написать этюдик. Доходит до озера, лежит, отдыхает, напевает песенку и вдруг к нему "подплывает" инопланетянин, от которого впечатлительный художник пулей сбегает. А инопланетянин-то, не злой, и следует за ним, пытаясь найти контакт с помощью своих способностей принимая образ потенциального собеседника. Будь то сапоги Художника, которые он забыл у озера, птица, трубка, сумка с красками, бабочка...

И наконец, собрав вещи, которые растерял художник и приняв человекообразный облик, пытаясь напеть песенку Художника он пробует "войти в контакт" с Художником и ему это получается.

У некоторых людей инопланетянин ассоциируется с детскими кошмарами, но у меня нет. Я впервые увидел этот мультик в году 2007, в 9 лет. И обстоятельства, при которых я его увидел не способствовали появлению страха. Наоборот, он для меня добрый, красочный, о дружбе, казалось бы невозможной, между инопланетянином, который даже говорить не может и человеком, который не понимает пиканья и дуденья инопланетянина.

У меня гораздо больше "страшные" воспоминания остались, например, от мультфильма "Икар и мудрецы". Я его впервые увидел в 4-5 лет по телевизору и меня больше всего испугало то, что бедного Икара заживо "впаяло" в камень и потом он с громким звоном упал на землю. Мне даже потом снился "страшный сон" что я один выхожу из квартиры, вызываю лифт, а в нем стоит этот монумент с раздавленным Икаром.

У кого-то музыка Paul Mauriat - Godfather ассоциируется в первую очередь с "Крестным отцом", а у меня с "Контактом".

III место: Звездный мир

В 1991-1995 годах Геннадий Тищенко начал серию мультфильмов "Звездный мир". Первая часть называлась "Вампиры Геоны", а вторая "АМБА". На сайте режиссера я читал, что должны были выйти еще две серии, но из-за финансовых проблем в 90-е, их, к сожалению, так и не выпустили.

Вампиры Геоны, 1991-1992

Концерн "Галакс" хочет колонизировать планету Геона, на которой обнаружены минеральные ископаемые и воздух пригоден для дыхания землян. Но коренные обитатели Геоны, ящеры-вампиры нападают на исследовательскую экспедицию Концерна. Космоэкологическая комиссия (КЭК) срочно командирует инспектора Янина на Геону, чтобы понять, почему вампиры нападают на "Галакс" и как их остановить.

АМБА, Геннадий Тищенко, 1994-1995

В ходе эксперимента АМБА на Марсе за неделю из биомассы был выращен поселок АМБА — Автоморфный Биоархитектурный Ансамбль, в котором, теоретически, может жить более миллиона человек.

Так же был закончен проект АМБА-2 на планете Мирра в системе Карнак, которым руководил биоархитектор Харпер. Ростом биомассы управлял генетически трансформированный мозг пса Рекса, который погиб, спасая свою хозяйку девочку Юлю. Однако, спустя неделю после начала эксперимента связь с биоархитектором была потеряна. К инспектору Янину и его коллеге летит Юля, хозяйка пса, мозг которого управлял постройкой и им предстоит выяснить судьбу эксперимента.

"Вампиры..." и "АМБА" фантастика с долей "биологии" и "экологии". По сути весь "космических сюжет" дополняет основной экологический/биологический конфликт КЭКа. Будь то вампиры, нападающие на колонистов, или неприятности при выращивании биоархитектурного поселка. И как итог получилась достаточно интересная серия про космических экологов. С одной стороны экологический конфликт на Геоне, а с другой космические катера, гиперпространства, скафандры, базы, мутации, голограммы... И даже если вы не биолог/эколог/Грета Тунберг) я думаю, вас заинтересует данный мультфильм.

II место: Будет ласковым дождь, Назим Туляходжаев, 1984

Узбекский мультфильм 1984 года по мотивам одноименного рассказа Рэя Бредбери.

Из всего города после ядерной катастрофы остался цел один единственный дом, в котором продолжает функционировать домашний робот.

31 декабря 2026 года. Утром робот готовит на семью завтрак и будит семью - отца, мать, двоих детей и бабушку, но от них остались лишь горстки пепла. Но, робот функционирует в обычном режиме: готовит еду, отправляет "родителей" и "детей" на работу и учебу, проводит утреннюю молитву бабушке, собирает всех за праздничный стол...

За праздничным ужином в разбитое окно влетает птица. Не услышав от нее пароля робот начинает за ней носится, снося и круша все на своем пути: кресло с бабушкой, распятие, часы, стол, кресла... При этом, проломив стену он разбивает свои окуляры и слепнет.

Птица улетает в пролом, а дезориентированный робот, услышав крик птицы с улицы атакует свои системные компоненты, из-за чего происходит ядерный взрыв.

После взрыва к дому подлетает птица, задевает иглу патефона, начинает играть музыка, срабатывает уцелевшее "электронное окно" бабушки изображающее летний день и птица начинает биться в него, пытаясь попасть туда...

Данный мультфильм я впервые увидел в 2005-2006 году, на одном из DVD-дисков записанных знакомыми. У нас была куча DVD-дисков с сотнями сжатых (по качеству) мультфильмов и один из них был "Будет ласковый дождь". В детстве я его как-то не очень понимал и переключал, а со временем мне он понравился своей постапокалиптическим сюжетом. С одной стороны, было жутко смотреть, как от людей остались одни горстки пепла, а с другой интересно, как техника продолжила работать когда люди исчезли. Но, все равно, становилось как-то очень тоскливо, от случившейся катастрофы.

Помню, я в октябре 2017 года писал на студию с просьбой выложить в сеть данный мультфильм в оцифрованном виде. Не знаю меня услышали (что сомневаюсь) или сами решили, но в марте 2019 года мультфильм появился на YouTube в хорошем качестве.

I место: Полигон, Анатолий Петров, 1977

Данный мультфильм основан на одноименном рассказе Севера Гансовского.

Один ученый изобрел танк. Танк не простой. Он уклоняется и атакует улавливая мысли людей. "Импульс ненависти" - он уклоняется, "импульс страха" - атакует. Изобрел ученый его не от доброты душевной или от желания вложится в оборону страны: его единственный сын погиб в колониях под командованием генерала, возглавляющего комиссию танка и он хочет ему отомстить.

"Уклонения" танк показал превосходно, после включения модуля принимающего "импульс страха", видя бездействие танка комиссия решила продолжить после обеда. На обеде ученый напоминает, что танк реагирует на импульс страха, советует не думать об опасности и уходит, но военные вспоминают что танк близко, провоцируют "импульс страха" и может атаковать и танк их всех уничтожает.

Ученый прогуливаясь по берегу думая о сыне представляет что сын увидел его танк и испугался. Танк считывает его мысль и тоже его убивает.

Фильм произвел на меня большое впечатление. Во-первых рисовкой, а во-вторых сюжетом. И противоречивым впечатлением. С одной стороны он нам как-бы говорит "не рой другому яму - сам попадешь" когда ученый попадает в ту же ловушку, что и военные, а с другой стороны у него очень ярко выраженная антивоенная тема. Как контрастируют спокойные разговоры военных о потерянных колониях и новых вооружениях, "неизбежных потерях" и переживания отца о смерти сына. С одной стороны, вроде, сам убил других - сам и умри, а с другой кто не захочет мстить за родных детей убитых на бессмысленной войне?