В области перфекционизма мы различаем два основных типа: адаптивный и неадаптивный перфекционизм. Человек, характеризующийся адаптивным перфекционизмом, способен определять реалистичные цели и испытывать удовлетворение после достижения этих целей. Люди, которые склонны к адаптивному перфекционизму, также сосредотачиваются на тех областях, где они нуждаются в улучшении и их нелегко обескуражить их собственными недостатками.
Во втором случае, дезадаптивный перфекционизм, человек устанавливает непропорционально высокие стандарты своей работы. Эти личные стандарты часто объективно недостижимы и поэтому связаны с дискомфортом, что то, что было достигнуто, является неполным или несовершенным. Вот почему одним из наиболее распространенных симптомов мышления, склонных к неадекватному перфекционизму, является мысль о том, что «я должен все делать идеально или не делать вообще». Перфекционизм особенно обусловлен страхом человека быть недостаточно хорошим. Страх неудачи настолько велик, что он не приводит человека к крайним формам поведения (например, обвинению других), чтобы избежать чувства неудачи и возникающей в результате тревоги. Этот тип перфекционизма особенно негативен для его способности стать парализующим, либо в форме проволочек, либо во избежание новых переживаний.
Перфекционизм и его происхождение
Хотя некоторые авторы считают перфекционизм характеристикой личности, мы можем предположить, что это также поведенческая поддержка и интернализированное поведение. Если родители обращают внимание на своих детей только за их успеваемость (хвала ребенку за чтение стихов, отличные оценки, оценку успехов в школьных кругах), ребенок быстро поймет, что внимание, оценка или привязанность людей приобретаются благодаря высокой успеваемости. Ребенок также усваивает систему ценностей, в то время как самые высокие ценности включают в себя производительность и успех. В результате непропорциональная вовлеченность семейной среды в работу ребенка может побудить человека ставить (реальные или даже нереальные) высокие цели на протяжении всей своей жизни и стремиться к максимальной производительности в любых обстоятельствах. В простоте можно сказать, что это оперативное обучение Скиннера.
Доказательства перфекционизма как социально обусловленного феномена, возникающего в основном в домашней обстановке, приводятся, например, в исследовании Basirion et al. (2014). Исследование показало, что перфекционизм встречался главным образом у тех людей, чье образование характеризовалось авторитарным подходом, в то время как толерантный стиль воспитания обычно не приводил к перфекционизму.
Типы перфекционистов
В целом, исходя из практического опыта, я могу выделить три типа перфекционистов:
Полные перфекционисты - они должны быть идеальными во всех областях. Эти люди считают, что не только неудача, но и негативные эмоции, такие как гнев, агрессия, ревность или страх, несовершенны и поэтому должны быть устранены. Конечно, такие чувства нельзя стереть, поэтому они подавляются и смещаются в бессознательное. Эти люди подвержены риску развития деперсонализации (ощущение, что они на самом деле не существуют) или беспокойства .
Откладывание совершенства - эти люди хотят достичь высокой и идеальной производительности, но они остаются пассивными и недостаточно эффективными из-за различных факторов. Несмотря на то, что они хотят добиться отличных результатов, их часто оценивают как «слабые». Действительно, прогрессивные перфекционисты чувствуют твердую приверженность этой задаче и убеждены, что должны довести ее до максимально возможного уровня, иначе они разочаруют себя и других. Эта вера становится огромным бременем, от которого они пытаются избавиться. Поэтому они могут быть оправданы за неадекватные задачи, проблемы со здоровьем или другие. Обычно они тратят много времени, прежде чем начать задание.
адаптивные перфекционисты - характеризуются достижением высокого уровня адаптивного перфекционизма за счет дезадаптивности. Следовательно, у них нет проблем с выживанием при тревоге в рабочих ситуациях; Высокий уровень адаптивного перфекционизма помогает ставить высокие, но реалистичные цели. Они часто сочетаются с качественными когнитивными способностями. Они не боятся неудачи, потому что знают, что не всегда все делают идеально.