Один из советских полководцев, Иосиф Апанасенко, довольно редко всплывает в военных фильмах и отчётах. Он носил звание генерала армии. Примечательно, что за всю войну погибло лишь 4 руководителя такого высокого ранга. Вполне вероятно, причиной мог стать эпизод, о котором мы расскажем более подробно.
В начале 1941 года, Апанасенко командовал Дальневосточным фронтом. В октябре этого же года, он получает вызов из Кремля. Характер у генерала был сложным, поэтому не удивительно, что местное партийное руководство пожаловалось на него в Москву. Его обвиняли в самодурстве, несдержанности, невозможности найти общий язык с подчинёнными.
Вместе с Апанасенко, в Москву прилетел и Борков, который был инициатором разбирательства. Он присутствовал при состоявшейся беседе. В первую очередь, на ней обсуждали возможность переправки под Москву противотанковых орудий, имеющихся на Дальнем Востоке.
Как только прозвучало это предложение, генерал подскочил со своего места, и начал матами ругать Сталина. Он кричал, что ему нечем будет защищать Дальний Восток, что нельзя оголять фронт. Он говорил, что лучше пойдёт под расстрел, чем отдаст орудия.
Находившийся в помешении Борков был в шоке от услышанного. Он уже представил, как генерала везут на Лубянку и расстреливают в подвале.
Вопреки предположениям партийного работника, Сталин ответил крайне сдержанно, успокоил генерала и предложил ему оставить пушки себе. Вполне возможно, Сталин увидел в Апанасенко единомышленника, ведь он сам часто использовал грубость в общении.
До 1943 года, генерал оставался на Дальнем Востоке. Во время битвы под курском, его перевели в штаб Воронежского фронта. Вполне вероятно, если бы не случайный осколок под Белгородом, Иосиф Апанасенко мог получить маршальские погоны.