Сегодня девятое февраля. К этой дате у меня особое отношение. Раньше мы семьями отмечали его как День Аэрофлота - профессиональный праздник пилотов, штурманов, бортмехаников, стюардесс, а также работников наземных служб - диспетчеров, техников, заправщиков и сотрудников различных структур аэропортов.
День Аэрофлота
С 2013 года согласно Указу Президента РФ праздник стал именоваться Днем работника гражданской авиации. Но летчики, в том числе и мой муж, отлетавший в Арктике почти 15 лет, по старой привычке называли праздник Днем Аэрофлота.
Собираясь в неформальной обстановке, вспоминали родное Краснокутское летное училище, летные отряды, где совершали первые самостоятельные полеты. Мой супруг начинал летную карьеру в Курском авиаотряде. Поэтому всегда интересовался судьбой своих сослуживцев.
На одной из февральских посиделок ребята бурно обсуждали подробности авиакатастрофы, случившейся с курским экипажем 16 декабря 1982 года. Об этом они узнали на очередном разборе полетов. Об авиакатастрофах в те годы ни по телевидению, ни в газетах не сообщали, все было засекречено.
Комиссия, проводившая расследование, высоко оценила действия экипажа в этой чрезвычайной ситуации, после чего в руководство по летной эксплуатации самолета Ан-24 в качестве рекомендации был внесен пункт, как действовать в подобных условиях. Все случившееся в тот декабрьский день летчики назвали подвигом под грифом "Секретно".
И вот настали времена, когда секретные документы становятся достоянием гласности. В декабре прошлого года, то есть, спустя 36 лет, по Центральному телевидению показали сюжет о том, как курский экипаж в составе командира Ю. Ермакова, второго пилота Ю. Скарюкина, штурмана
М.Мартыненко, бортмеханика Н. Бородина и бортпроводницы Н. Леоновой посадил в поле на фюзеляж горящий пассажирский Ан-24.
Вот как это было
В тот день борт №46567 вылетел из Курска в Одессу. После промежуточной посадки в Борисполе, что под Киевом, самолет взял курс на Одессу. Все шло в штатном режиме. Но за 8 минут до посадки на высоте 5100 метров в кабине пилотов появился дым и загорелась электропроводка.
Экипаж надел кислородные маски, из-за густого черного дыма пришлось открыть дверь в салон. Николай Бородин - бортмеханик - начал тушить возгорание пожаропереносными огнетушителями, а бортпроводница Наталья Леонова помогала пассажирам. Дышали через платки и полотенца, так как в самолете для них не было предусмотрено кислородных масок.
Самолет экстренно пошел на снижение. Работали только двигатели, все электроприборы и генераторы были отключены. Из-за облаков землю не было видно, определять высоту командиру Юрию Ермакову помогал стажёр Владимир Скарюкин. А когда вышли из-под облаков, АН-24 сильно накренило на крыло. Пожар усилился, стал плавиться пластик. Чтобы его капли не падали на командира, бортмеханик держал над ним свое пальто. Дышать стало невозможно. И тогда в нарушение инструкции было принято решение разгерметизировать самолет и приоткрыть багажную дверь. Командир управлял воздушным судном, высунувшись в открытую боковую форточку.
Место для аварийной посадки выбрали на ровном поле выкошенного клевера за высоковольтной линией и вдали от деревни. Шасси выпускать не стали. Поле буквально распахали на 350 метров. Обшивка снизу фюзеляжа была сорвана, но самолет остался цел. Между тем пламя разгоралось все сильнее, надо было без промедления эвакуироваться. Так как основную дверь и аварийные люки заклинило, пассажиров выводили через багажную дверь.
Едва успели отбежать на безопасное расстояние, как взорвался топливный бак. С момента появления дыма и до посадки на поле прошло всего 7 минут 40 секунд. В этой борьбе за жизнь ни один человек не пострадал. Иначе как подвигом курского экипажа это не назовешь.
А в августе прошлого года героизм проявил экипаж аэробуса «Уральских авиалиний», выполнявший рейс "Москва-Симферополь". На взлете после столкновения с птицами загорелся двигатель и авиалайнер с полными топливными баками, не выпуская шасси, пришлось сажать на кукурузном поле рядом с аэропортом «Жуковский». Посадка чудесным образом благодаря профессионализму пилотов завершилась благополучно. Ни пассажиры, ни члены экипажа не пострадали. Президент Владимир Путин наградил героев медалями. И это справедливо.
Хочется надеяться, что соответствующая награда все-таки найдет и экипаж курского авиаотряда. У героизма нет срока давности.
Валентина ЗАЙЦЕВА
Известны ли вам случаи героизма, о которых мало кто знает? Ждём ваши истории!
Интересно продолжение? Подписывайтесь на наш канал!