-Иногда я думаю, может, Он выбрал неправильное время.
-Что значит неправильное время?
-Может, Бог сделал меня художником для тех, кто еще не родился.
Художественный фильм "Ван Гог. На пороге вечности" (2018)
Исхоженные множеством путей, пыльные ботинки. Танцующие ветви деревьев. Уверенный взмах кистью по чистому холсту. Таинственные кипарисы, стремящиеся всем своим существом в неосязаемую высь. Узловатые натруженные руки художника с особым даром осязать мир самими кончиками пальцев. Эти невероятные глаза, которым было дано видеть мир совершенно особенным образом, пропуская увиденное сквозь самую глубину души. Безбрежные поля, которые так любил рисовать Винсент. Характеры и лица, которые он стремился запечатлеть. Ветер,воздух. Глубокий синий цвет, от которого слезятся глаза. Безудержный безумный жёлтый. И золото солнца, пронзающее своими тёплыми лучами всё полотно киноленты Джулиана Шнабеля.
Ломаные кадры, сотрясание камеры, множество крупных планов и внимание к деталям. Болели глаза. Фильм не стал для меня чем-то цельным и завершённым, он не даёт исчерпывающей информации о жизни Ван Гога, поэтому я не считаю, что его можно назвать биографичным. Это вольное авторское видение фигуры Ван Гога.
Здесь вы не найдёте ничего о том, как Ван Гог пришёл к живописи, с каким трудом осваивал академические азы и пытался рисовать то, что будет продаваться. Не увидите земляной палитры красок голландского периода, где героями его картин были крестьяне с грубыми лицами цвета глины (хотя в фильме есть интересный момент, где художник насыпает горсть земли на своё лицо - учитывая наполненность киноленты метафорами, не исключено, что это отсылка к тому, чего мне не хватило).Обрывки сиюминутных впечатлений, эмоциональных всплесков, любования природой сплетаются в дрожащий клубок, олицетворяющий гений художника и его зыбкое душевное равновесие. Здесь будто нет сюжета.Фильм-картина, фильм-впечатление. Фильм о страннике, вечно бредущем и ищущем себя и своё место в этом мире. Фильм о гнетущем одиночестве.
Ван Гогу был дан особый дар - любить людей и весь этот мир без остатка. Но мало кто отвечал ему взаимностью. Сразу вспоминается диалог из книги Ирвинга Стоуна "Жажда жизни"
"- Но ведь это так легко - полюбить.
-Ты думаешь?
- Да. Трудно другое - чтобы и тебя полюбили в ответ."
Моменты. Фильм соткан из них. Мне наиболее ярко запомнилось два. Первый. Когда в больницу к Винсенту, после первого его душевного срыва, приходит Тео. Братья лежат на больничной койке, крепко обнявшись,и с губ Винсента на вопрос о его самочувствии слетают такие слова:"Хорошо, покуда ты рядом со мной. Так хорошо, что я готов здесь умереть". Я ждала, что в конце нам покажут пророческий смысл этих слов. И удивилась, когда не дождалась. После смерти Винсента Тео впал в глубокую депрессию и пережил брата всего на пол года. Через 25 лет после этой трагической разлуки братья воссоединились - останки Тео были перезахоронены на кладбище Овер-сюр-Уаз рядом с Винсентом. Надо сказать,что не будь Тео, не было бы у нас и Ван Гога. Младший брат полностью финансировал жизнь художника, чьи картины теперь стоят баснословных денег. Невероятная близость между ними дошла до нас в письмах, бережно сохранённых семьёй Тео.
И второй. Фильм очень яркий, наполненный буйством красок, в один миг вдруг становится чёрно-белым. Закадровым голосом звучат слова Поля Гогена: "Ты рисуешь быстро, густыми слоями краски. Поверхность картины будто сделана из глины. Получается скульптура, а не картина". Ван Гог сидит в цветущем саду, рисуя деревья... Отсутствие цвета помогает зрителю увидеть насколько точно, практически фотографически, он передаёт то, что открывается его взору. Монохромность, присущая мраморной скульптуре. Только свет и тень.
Особую красоту фильму придаёт улыбка Уиллема Дефо -искренняя, смущённая, детская, открытая, немного безумная. Шестидесяти трехлетний актёр играет тридцати семилетнего героя, но после просмотра фильма другого актёра на его месте представить просто невозможно. Глядя в его огромные ясные глаза, понимаешь и веришь, что только такие глаза способны увидеть в бездне тёмного неба завихрения звёздной ночи. Фактурность его лица такая же скульптурная, как и холсты художника. Дефо сам словно произведение искусства. Его игра безупречна и честна.
Кинолента очень многослойна и метафорична, каждый увидит её по-своему и найдёт в ней отражение собственного внутреннего взора. Ведь как сказал Гоген, созданный Джулианом Шнабелем: "Никто из нас не видит окружающий мир одинаково."
P. S. На утро пришел еще один образ. В своей соломенной шляпе с широкими полями, пропускающими сквозь себя солнечный свет, Ван Гог будто святой. Не шляпа, а нимб, отмечающий Божьего избранника. В киноленте есть сцена беседы со священником, достаточно длительная и являющаяся одной из ключевых, в которой Ван Гог в контексте беседы отождествляет себя с Иисусом.