Владимир Набоков писатель в некотором смысле переоцененный. Он не писал на русском с 1938 года, так что многие из его знаковых произведений известны отечественной публике исключительно в переводах (за что их, в общем-то, нельзя в полной мере отнести к русской литературе). Более того, кроме самых известных его произведений, типа «Лолиты», у него хватает «паршивых овец». Например, свою последнюю книгу «Лаура и ее оригинал» он завещал своему сыну уничтожить. Да и с черновиками «Лолиты» он бы сделал то же самое, если бы жена не помешала. Впрочем, речь пойдет не о них. И не только о книгах.
Продюсер и будущий президент киностудии «Парамаунт» Роберт Эванс прославился своими экранизациями книг. На его счету такие хиты как «История любви» и «Крестный отец». Причем, права на последнего ушли за сущие копейки – не более двадцати тысяч долларов. Над автором книги, Марио Пьюзо, висели карточные долги, и он продал права на сценарий еще до выхода романа, отказавшись от процентов с кассовых сборов, но получив всю сумму, что называется, вперед. На те же грабли наступил Марлон Брандо, который впоследствии от обиды за недополученную прибыль отказался сниматься в продолжении… но это уже совсем другая история.
Итак, как писал Эванс в своих мемуарах «Малыш остается в картине», он, большой поклонник Владимира Набокова, пришел в гости к своему кумиру. Успех фильма Кубрика «Лолита» лишь больше укрепил его славу, так что киностудия готова была выложить за права на экранизацию нового романа миллион долларов.
Писатель и его жена были поражены, насколько тот молодо для продюсера выглядит, что даже попросили документы. И милостиво разрешили прочитать весь роман, который еще не вышел в печать. Вот только одна загвоздка – Эвансу было запрещено выносить его за пределы дома писателя. Времени ему дали до утра.
И вот Эванс заперся в комнате и начал читать рукопись… И дочитав – ничего не понял! Сходив в душ и выпив кофе, он повторил процедуру… с тем же результатом. У него просто, что называется, не сложилась в голове картинка. Наутро, продюсер вернул писателю рукопись и был вынужден отказаться от ее приобретения. В киностудии «Парамаунт» поначалу кляли Эванса за упущенную сделку, потому что права достались конкурирующей студии… Но после уплаты Набокову кругленькой суммы, фильма так и не последовало. Эванс оказался прав – этот роман невозможно было экранизировать.
Что за книга это была? «Ада». Не особо известный у нас роман, он остался не понят даже поклонниками Набокова.