Здравствуйте, Уважаемые читатели.
В этот раз мне хотелось бы осветить тему, которая, без всякого сомнения, до сих пор будоражит умы и плодит различные версии. Это история Каина и убиенного им Авеля.
Одной из таких версий является версия о том, что дело вовсе не в том, что Бог чьему-то дару «призрел» или «не призрел». Всё гораздо банальнее: два молодых самца попросту не поделили самку. Но я коснусь темы, которая изначально табуирована, так как если взглянуть на неё с этой стороны, то история предстаёт сценарием, достойным экранизации в жанре "Horror".
В качестве вступления я предлагаю внимательно рассмотреть первые пять стихов четвёртой главы Книги Бытия:
1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.
2 И ещё родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принёс от плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принёс от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его,
5 а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
Быт 4:1-5
Итак, мы видим, что первенец Каин, на которого возлагались большие надежды, был земледельцем. Почему возлагались большие надежды, спросите вы? А как иначе можно объяснить слова Евы «приобрела я человека от Господа»? Есть, правда, одна каверзная мысль на этот счёт: этими словами Ева подчеркнула, что хоть Адам и познал её, и она зачала, но первенцу Адам биологическим отцом не являлся.
Обратите внимание, что рождение Авеля вообще прошло буднично. Никак особо его рождение не было подчёркнуто. Говорится только, что он стал скотоводом.
Если вернуться на некоторое время назад и взглянуть на то, что Бог предлагает в пищу и людям, сотворённым в шестой день, и созданным позднее Адаму и Еве, то мы увидим следующую картину:
И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу;
Быт 1:29
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
Быт 2:16
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,
Быт 3:2
в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.
Быт 3:19
Как видите, Бог давал в пищу исключительно растительного происхождения.
Неудивительно, что первенец, рождённый Евой, стал земледельцем.
Когда же пришло знание о животноводстве и употреблении в пищу мяса?
Точного ответа на этот вопрос не получить, но есть одно косвенное упоминание, которое может пролить свет на этот вопрос:
И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.
Быт 3:21
В этом стихе скрыто, на самом деле, гораздо больше смысла, нежели покажется на первый взгляд.
Во-первых, это было первое умерщвление в Библии. Какое или какие именно животное или животные были умерщвлены Иеговой, для изготовления кожаной одежды, доподлинно не известно, но можно сказать достаточно определённо, что именно этот акт послужил отправной точкой на пути освоения животноводства, как ремесла.
Во-вторых, это было первое устное указание о том, как, в каком порядке, каким образом и каких именно животных приносить в жертву. Иначе бы не было сделано такого сильного упора на то, каких именно Авель животных принёс в жертву (от первородных стада своего и от тука их Быт 4:4).
Как видите, в жертву было положено принести первенцев. Но не просто первенцев, от «тука их», то есть лучших из лучших первенцев.
А что же Каин? Он ведь честно трудился, возделывая землю. Собрал урожай, и принёс в жертву Иегове плоды своего труда…
Известные толкователи по какой-то причине упускают этот момент, более нажимая на следствие, чем на причину. Мол, зависть плохое чувство, и всё такое. Не спорю, НО ПОЧЕМУ ЖЕРТВЫ НЕ ПРИНЯЛ???
Давайте посмотрим, что говорит о жертве Каина Иоанн Богослов; это очень интересно:
Смотри, как Писание показывает нам боголюбивое его намерение и то, что он принес не просто от овец, но первородных, то есть, дорогих, отборных, далее, что от этих первородных (принес) самое драгоценнейшее: и от туков их, сказано, из самого приятного, наилучшего. О Каине ничего такого Писание не замечает, а говорит только, что он принес от плодов земли жертву, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора" (Иоанн Златоуст. Т. 4. Кн. 1. 1994, с. 162-163).
Можете себе представить такую картину: человек, всю сознательную жизнь работавший в поле, приносит в жертву отцу его родителей не плоды своего ремесла, а что под руку попадётся. С этим ворохом непонятно чего он идёт к алтарю и возлагает это всё на жертвенник…
Напоминаю, что Адам, Ева, Каин и Авель о боге знали не из рассказов каких-то людей в рясах, а присутствие Иеговы, его контроль и его пристальное внимание к своим детищам были более чем осязаемы.
Вот такие вот толкования приходится читать…
Так почему же бескровная жертва Каина оказалась хуже кровавой Авеля?
В иудаизме бескровная жертва «минха» приносится лишь тогда, когда человек настолько беден или болен, что не в силах или не в состоянии поймать или купить даже голубя или голубку для кровавой жертвы.
Но почему, зная об этом, Каин не стал приносить кровавой жертвы? Почему ослушался Иеговы?
И откуда эта страсть Иеговы к кровавым жертвам?
О жертвах кровавых замолвите слово…
В истории – и это не секрет – самых различных цивилизаций всегда присутствовал культ кровавых жертвоприношений. При чём человеческие жертвы являлись более ранними. Человеческие жертвы стали заменяться на животные только в более поздний период в сравнительно развитых цивилизациях.
В Древней Греции и Древнем Риме человеческие жертвы имели место быть наравне с животными.
Кровь вообще в древности наделялась сакральным смыслом. Кровь и жизнь зачастую являлись словами-синонимами. Убийство всегда сопоставлялось с пролитием крови. Защищая собственную жизнь, необходимо пролить кровь врага. Отсюда в сознании древнего человека возникает мысль о пролитии крови как способе продления жизни. Пролитие крови на поле брани считалось спасительным, а захваченных в плен врагов часто приносили в жертву богам в благодарность за победу и для предотвращения возможных грядущих бедствий. Далее стали убивать своих детей или наиболее знатных особ, чтобы предотвратить войну или осаду города (вспомните древний миф о Персее и Андромеде; примечательно, что некоторые авторы помещают действие в Иоппу, то есть в современную Яффу). Отсюда представление о кровавой жертве как о выкупе. Таким образом, сформировалось представление о кровавой жертве и пролитии крови как о спасении, благодарении и искуплении.
Очевидно, далее развитие примитивной религиозной мысли шло следующим образом - необходимо не просто убить врага, но и съесть его плоть и кровь, чтобы «обрести его силу» (такое верование, например, было у японских самураев, считавших, что съев печень поверженного соперника, обретёшь его силу). Особое значение здесь приобретало убийство и поедание плоти наиболее сильного и храброго вождя побеждённого племени. А поскольку вождь, как правило, почитался «воплощением божества», то здесь мы сталкиваемся уже с зачатками ритуального богоедства. Религиозная составляющая акта пролития крови и его смысл всё более усложнялись, превратившись в конечном итоге в догму.
В месопотамской «Поэме об Атрахасисе» подобные представления о крове так же нашли своё отражение. Люди там (7 мужчин и 7 женщин; вот уж кого в инцесте сложно упрекнуть) были созданы из глины и крови бога, принесённого в жертву (вполне может вписаться в акт создания Адама, описанный мной в предыдущей статье). Это было сделано для того, «чтобы помнил человек, что у него есть душа» (сравните: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою Быт 2:7).
В представлении древнего человека боги питаются кровью и дымом от сожжений приносимых им жертв и хотят есть, как и люди. Таким образом, жертвы должны быть как можно более частыми. Главное предназначение такой религии состояло в том, чтобы подчинить божество человеку, поставить его на службу людям, а для этого божество следует хорошо накормить жертвами и с их помощью умилостивить.
Всё это отображено и в Ветхом Завете (Торе).
Иегова становится более милостивым после того, как слышит «приятное благоухание» (Быт 8:21), он отвергает бескровную жертву (Быт 4:4), велит убивать человека или зверя, если они убьют человека (Быт 9:4-6).
Иегова проливает кровь через человека вместо его погибшей души. Он определяет заместительную кровавую жертву, которая одновременно являлась и символом восстановления справедливости. Это принцип примитивного кровавого языческого культа – «кровь за душу».
Сравните:
10 Если кто из дома Израилева и из пришельцев, которые живут между вами, будет есть какую-нибудь кровь, то обращу лице Мое на душу того, кто будет есть кровь, и истреблю ее из народа ее,
11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает;
12 потому Я и сказал сынам Израилевым: ни одна душа из вас не должна есть крови, и пришлец, живущий между вами, не должен есть крови.
Левит 17:10-12
только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом;
Вт 12:23
Главная причина, по которой Иегова запрещает есть кровь в том, что эту кровь ест сам Иегова. Насыщаясь кровью через жертвенный дым Иегова отпускает грехи без покаяния, что само по себе является безнравственным как со стороны иудеев, так и со стороны Иеговы.
Обратите внимание на эти два стиха:
И подали ему особо, и им особо, и Египтянам, обедавшим с ним, особо, ибо Египтяне не могут есть с Евреями, потому что это мерзость для Египтян.
Быт 43:32
И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: пойдите, принесите жертву [Господу] Богу вашему в сей земле.
Но Моисей сказал: нельзя сего сделать, ибо отвратительно для Египтян жертвоприношение наше Господу, Богу нашему: если мы отвратительную для Египтян жертву станем приносить в глазах их, то не побьют ли они нас камнями?
мы пойдем в пустыню, на три дня пути, и принесем жертву Господу, Богу нашему, как скажет нам [Господь].
Исх 8:25-27
Несмотря на то, что в Ветхом Завете всё было тщательно подчищено, есть одно место, которое подтверждает, что древние иудеи придерживались культа Молоха ещё со времён исхода.
Вы носили скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали для себя.
Ам 5:26
не делай так Господу, Богу твоему, ибо все, чего гнушается Господь, что ненавидит Он, они делают богам своим: они и сыновей своих и дочерей своих сожигают на огне богам своим.
Вт 12:31
Последователи культа Молоха приносили в жертву детей через сожжение. Останки хоронили на специальном кладбище «тофет» (Lloyd R. Bailey, «Gehenna: The Topography of Hell», Biblical Archeologist 49, 1986, стр.189).
Помните случай с Авраамом, когда Иегова, потребовал принести в жертву первенца и единственного сына Исаака (Быт 22)?
Обратите внимание, как покорно и безропотно выполняет Авраам веление Иеговы. Сейчас, само собой, уже всё приобрело вид аксиомы о «божественном вмешательстве Иеговы» и о «испытании верой в Иегову», но на деле прямо видно, что Авраам призывался совершить жертвоприношение Молоху. А чудесное разрешение ситуации – это не что иное, как завуалированное указание на переходный период от человеческих жертв к животным.
Внешний вид Молоха/Ваала соответствует поздним представлениям о дьяволе, что подтверждается археологическими находками.
Медное, полое внутри изваяние с телячьей головой, которую венчала корона, с вытянутыми вперёд руками в знак принятия жертвы. В утробе-печи разводили огонь, куда и бросали детей на глазах у родителей. Детские крики заглушались шумом различных инструментов.
По всей видимости, Иеровоам сделал подобных «тельцов», поставив их в Вефиле и Дане:
И посоветовавшись царь сделал двух золотых тельцов и сказал [народу]: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
3 Цар 12:28
Идолослужение было распространено и во времена египетского плена:
6 в тот день, подняв руку Мою, Я поклялся им вывести их из земли Египетской в землю, которую Я усмотрел для них, текущую молоком и медом, красу всех земель,
7 и сказал им: отвергните каждый мерзости от очей ваших и не оскверняйте себя идолами Египетскими: Я Господь Бог ваш.
8 Но они возмутились против Меня и не хотели слушать Меня; никто не отверг мерзостей от очей своих и не оставил идолов Египетских. И Я сказал: изолью на них гнев Мой, истощу на них ярость Мою среди земли Египетской.
28 Я привел их в землю, которую клятвенно обещал дать им, подняв руку Мою, - а они, высмотрев себе всякий высокий холм и всякое ветвистое дерево, стали заколать там жертвы свои, и ставили там оскорбительные для Меня приношения свои и благовонные курения свои, и возливали там возлияния свои.
Иез 20:6-8, 24
Именно по этой причине эти идолы называются «идолы отцов их».
В современном Ветхом Завете так же сохранились следы прямого указания о принесении человеческих жертв Иегове. Хотя человеческие жертвы и запрещены строжайше (Лев. 20:1-2 и Вт. 12:31 и 18:10), из контекста следует, что этого нельзя делать в отношении чужих богов.
Иегове изначально полагались первенцы мужского рода.
освяти Мне каждого первенца, разверзающего всякие ложесна между сынами Израилевыми, от человека до скота, [потому что] Мои они.
Исх 13:2
Все, разверзающее ложесна, Мне, как и весь скот твой мужеского пола, разверзающий ложесна, из волов и овец;
Исх 34:19
И только гораздо позднее прямое указание стало трактоваться косноязычно(1 Цар 1:28, Исх 34:20, Числ 3:45, Лев 12:6), что указывает на формирование культа на разных его этапах.
Понятие жертвы, всегда связанное с кормлением божества, жрецов и самих жертвователей (от глагола «пожирать») носит два основных понятия: заклания и всесожжения. При всесожжении жертва «скармливается» божеству полностью, а при заклании частично. Остальное съедается на ритуальной трапезе.
Ритуальный каннибализм очень часто сопровождал человеческие жертвоприношения. Недаром глагол kohan, от которого происходит «коэн» (жрец) означает «приготавливать что-либо» в смысле приготовления пищи.
Современная практика приготовления и употребления в пищу «крови гоев» восходит к дремучей древности, став сакральным учением, знания о котором передаётся среди посвящённых.
Тема так называемого «кровавого навета» засвидетельствована во многих трудах:
· Розановым в его книге «Дело Бейлиза» о жертвенном убое
· Сыном главного раввина Италии Ариэля Тоаффа в его книге «Кровавые пасхи. Европейские евреи и ритуальные убийства»
· свидетельство бывшего высокопоставленного раввина, ставшего христианским монахом Неофитом. После чего в 1803 году он издал книгу «О Тайне крови у иудеев в связи с учением каббалы» об изуверских традициях иудаизма. В сокращённом виде книга Неофита напечатана была в России только в 1912 г. под названием «Изуверские убийства. Разоблачение греческого монаха Неофита, бывшего иудейского раввина», в переводе В.П. Комарова. В 1914 г. в России вышла ещё брошюра под названием «Неофит о тайне крови у евреев» и брошюра под названием «Книга Неофита. Христианская кровь в обрядах современной синагоги». После 1917 года книга была на 70 лет запрещена для русских людей. Массовым тиражом в 10 тысяч экземпляров, была опубликована в России, в Петербурге, только в 1995 г. в сборнике «Кровь в верованиях и суевериях человечества» (стр. 447 – 466).
· в комментариях «орла синагоги» Маймонида на трактат Махширин (6, 4), где говорится: «Семь напитков чистых воспринимают нечистоту: роса, вода, вино, масло, кровь, молоко и мед» - т.е. кровь причисляется к таким же напиткам, как молоко, вода, вино и пр., далее говорится об употреблении, - именно как напитка, крови рудометной, т.е. полученной от прокалывания кровеносного сосуда, Маймонид поучает: «Кровь, рудометная, — для питья»
Давайте рассмотрим случай периода завершения хождения по пустыне. С нападением на землю союзников, ставших противниками, мадианитян.
25 И сказал Господь Моисею, говоря:
26 сочти добычу плена, от человека до скота, ты и Елеазар священник и начальники племен общества;
27 и раздели добычу пополам между воевавшими, ходившими на войну, и между всем обществом;
28 и от воинов, ходивших на войну, возьми дань Господу, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота;
29 возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в возношение Господу;
Числ. 31
По итогу, в жертву Иегове было принесено 352 пленных мадианитянина (Числ. 31:40,47).
Обращаю ваше внимание, что при описании метода принесения в жертву о всесожжении нет ни слова, следовательно, это было заклание, которое, как мы уже знаем, сопровождается ритуальной трапезой. Просто выкинуть мясо от заклания не возможно, так как оно уже было «посвящено» Иегове. Выбросить освящённое мясо считалось богохульством.
Съедено должно быть всё, «как повелел Иегова Моисею» (Числ 31:41 с предписанием Числ 18:8-18).
Можно сколько угодно строить гуманные теории, но я спешу напомнить, что «двойных стандартов» существовать не могло в те времена. Если одно мясо нельзя было выбросить или не съесть, то и с другим невозможно было поступить иначе.
Теперь давайте вернёмся к Каину и Авелю.
Однозначно стало понятно, почему Иегова не призрел жертву Каина.
Давайте теперь разбираться, что же произошло в поле между Каином и Авелем.
Как я уже говорил в самом начале, очень смутило то неравноправие двух первенцев: одного «приобрели от Иеговы», а другой просто родился.
Если читать дословно, то получается, что первенец, не смотря на то, что Адам Еву «познал», был всё-таки не от Адама. Если так, то всё стаёт на свои места, а текст не кажется таким странным.
Далее получается, что Каин и Авель жертвы принесли, а вот Адам наказ Иеговы не выполнил, хотя должен был отдать первенца. И поскольку Каина «приобрели от Иеговы», то настоящим первенцем Адама являлся Авель. Его и должен был Адам принести в жертву Иегове.
Что Каин и делает в поле вместо Адама. Последующий гнев Иеговы вызван, скорее всего, не тем, что Каин начал «отмазываться», а тем, что нарушен был сам порядок жертвования, то есть освящённое мясо и кровь были поднесены неподобающим образом, и жертва была испорчена.
Таким образом, обряд жертвоприношения первенца превратился в банальное убийство.
В заключении хотелось отметить тот факт, что реакции самих Адама и Евы на произошедшее не последовало никакой.
Адам опять "познал" Еву. Та понесла и родила Сифа.
При рождении она торжественно изрекла:
И познал Адам еще [Еву,] жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, [говорила она,] Бог положил мне другое семя, вместо Авеля, которого убил Каин.
Быт 4:25
Вот и думайте.
Другие мои статьи: