В 1680 году пришла пора женить наследника французского престола. Выбор невесты для такой персоны – дело непростое и ответственное. Но Людовик Великий Дофин, еще в 1668 году, был помолвлен с дочерью курфюрста Баварии – Марией-Анной-Кристиной-Викторией Баварской. Далее, для краткости, будем называть принцессу просто Викторией.
Принцесса Виктория была на год старше своего жениха и троюродного брата. Получила соответствующее высокому статусу образование. Во французском языке она так поднаторела за 12 лет, что говорила почти как на своем родном.
Союз Великого Дофина и принцессы Баварской был выгоден для Франции. Однако «Король-Солнце» справедливо полагал, что выгода выгодой, а молодые люди должны, как минимум, понравиться друг другу. И, как максимум, создать крепкую королевскую семейную ячейку.
Портрет Виктории Баварской у Людовика XIV был. Но верить ему он не мог. Художники часто приукрашивали принцесс на выданье. Поэтому в Мюнхен откомандировали Кольбера де Круаси. С единственной целью – оценить внешность невесты Великого Дофина.
Если бы король знал, что брат его министра финансов окажется таким ревностным ценителем женской красоты, он бы отправил кого-нибудь другого. И избавил себя от лишней нервотрепки.
Кольбер прислал из Мюнхена подробный, но какой-то расплывчатый отчет. Ясно было одно – принцесса Виктория далека от совершенства. Больше всего Людовика обескуражило описание носа его будущей невестки:
Хотя нос у нее несколько толстоват к концу, нельзя сказать, чтобы он был безобразен и сильно портил лицо.
На имеющемся у короля портрете была изображена девица без дефектов. Или живописец Баварских оказался редким подхалимом, или французский посол – слишком придирчивым критиком. Выяснить это можно было только одним способом.
Кольберу отослали изображение принцессы, для сравнения. Он сравнил и пришел к выводу: у нарисованной Виктории носик выглядит куда более изящно, чем у настоящей. Людовик XIV и его двор обеспокоились не на шутку. Носатая девица навряд ли вдохновит Великого Дофина.
И вот, по распоряжению короля, вслед за портретом в Мюнхен отправился Франсуа де Труа – придворный художник. «Король-Солнце» целиком и полностью полагался на его талант и честность. И совершенно зря. Господин де Труа был дамским угодником и поэтому не всегда правдивым художником.
Работая над портретом Виктории Баварской, он, как всегда, не удержался, и кое-что приукрасил. Результат был потрясающим, принцесса на картине выглядела просто очаровательно. Однако добросовестный Кольбер предупредил короля о том, что и этому изображению доверять не стоит. Так как нос опять не тот.
Людовика XIV изрядно утомила суета вокруг внешности Виктории Баварской. Не посылать же в Мюнхен еще одного художника! Король сам все это затеял и сам решил прекратить. Он объявил, что свадьбе быть. Великий Дофин не возражал. Ему, как оказалось, важны были «ум и добродетели» будущей супруги, а не внешность.
Виктория Баварская прибыла в Париж в марте 1680 года. Французский двор обманулся в своих ожиданиях – ее нос вовсе не был безобразным. Принцесса оказалась даже симпатичной, хотя несколько вялой и хилой. Людовик XIV сначала был в восторге от невестки, но вскоре разочаровался. Она часто болела, мало интересовалась жизнью двора и не тянула на роль дофины.
За 10 лет брака Виктория Баварская родила троих сыновей. Великий Дофин был доволен женой и даже какое-то время хранил ей верность. А потом спохватился и принялся наверстывать упущенное. Виктория тяжело переживала его измены. Из жизни она ушла рано – в 30 лет.