Найти тему
АвтоКанал

Спортивный ЗАЗ 1960-х годов

Оглавление

«Спорт 900» КД — тачка на базе 965-го «Запорожца». Легковая машина изготавливалась маленькой партией в период 1963 – 1969 гг. с задействованием производственных линий столичного завода кузовов (ныне ООО МЗСА).

Разработка автомобиля

Автотехнику создала команда работников-энтузиастов НАМИ. Главным дизайнером выступил Эдуард Молчанов. Проектирование транспорта осуществлялось при активном участии Кузьмы Дурнова, возглавлявшего МЗАК с 1957 по 1965 гг. Примечательно, что от инициалов последнего и произошло наименование «КД».

Численность сконструированных тачек – 6 несущественно отличавшихся между собой моделей – соответствовала количеству соавторов проекта, которые впоследствии получили их в персональную эксплуатацию.

-2

В принципе, «Спорт 900» — это самоделка, однако профессиональный подход, выпуск нескольких автомобилей и применение мощностей солидного промпредприятия отделяют эту серию от классического технического искусства той эпохи.

Конструкция и оснащение

«Спорт-900» – машина особо малого класса с пассажировместимостью «2+2» (пара мест для взрослых и столько же для детей). Кузов заднеприводного купе – панельно-каркасный, с рамно-соединенной несущей конструкцией и стеклопластиковой внешней оболочкой. Вес рамы и кузова – приблизительно 100 кг, т.е. при снаряжении заднемоторный транспорт был на 125 кг легче «Запорожца».

Творцы серьезно отнеслись к аспекту пассивной безопасности: салон окружили крепкими дугами, защищающими пассажиров и шофера при столкновении с препятствием; края кузова трансформировали в зоны ударопоглощающего деформирования.

-3

2-дверная автотехника взяла агрегаты у двух 965-ых ЗАЗ: оригинала и его модификации. В частности, это размещенный сзади V-образный 4-цилиндровый 887-кубовый мотор, 4МКПП, фронтальная подвеска на торсионах с расположенными в длину двойными рычагами и пружинная тыльная с полуосями. Благодаря бензиновому 8-клапанному движку, генерирующему до 27 л.с., тачка разгонялась максимум до 120 км/ч.

В транспортное средство интегрировались стеклопластиковые бампера с окраской, соответствующей кузову. Салон декорировался в стиле «спорт», а также оснащался раздельными передними креслами и функциональной центральной консолью, которая образовывала единую композицию с приборной доской.

Закрытие проекта

Существует несколько причин, из-за которых машину не отправили в серийное производство. Во-первых, ее крайне инновационный дизайн, к которому чиновники отнеслись скептически. Во-вторых, кузов и его элементы, особенности которых наверняка усложнили бы их конвейерное изготовление.

-4

В-третьих, политический принцип правящей фракции, одиозные члены которой решили, что львиная доля жителей Советского Союза обязана активно пользоваться услугами общественного транспорта.

Судьба оставшихся купе

В данный момент осталось несколько единиц «Спорт-900» КД — это, преимущественно, экспонаты музеев, пребывающие в плачевном состоянии. Еще 1 экземпляр до недавнего времени считался затерянным где-то в ангарах НАМИ. К счастью, его удалось найти.

«Потеряшкой» оказалась автотехника в желтом цветовом исполнении. Судя по всему, ее отправили на реставрацию. Получается, что эта модель единственная, которая получит вторую жизнь и сможет когда-нибудь колесить по российским дорогам.