В древней, до сократовской антропологии мнения о структуре человека расходятся. Демокрит, по свидетельству Аристотеля, полагал, что душа и дух — это одно и тоже, а Анаксагор отличал дух (разум) от души. Учение о тройственности состава человека получает на греческой почве конкретные очертания в высказываниях Сократа о теле, душе и духе, записанных его учеником Ксенофонтом. В самой душе Платон различает две части: разумную (логикон), которой свойственно созерцание идей, и неразумную, которая выражается в чувствительности (раздражительности), стремлениях и пожеланиях.
Первая часть души, по Платону, бессмертна, а вторая смертна. В христианстве осуществляется мистерия души, ее сублимация (утончение, возвышение) и метастаз, то есть переход на высшую ступень. Неразумная душа вновь обретает первозданную, потерянную интеллигибельность (разумность), становится разумной и соединяется с разумной душой, получая тем самым бессмертие. Душа человека в целом, через сублимацию и метастаз, превращается в дух, одуховляется, не смешиваясь и не сливаясь с первозданным человеческим духом. Тело, по Платону, есть машина. В христианстве тело из душевного становится духовным, по апостолу Павлу, становится органом духа и чистого Духа, внутреннего Логоса-Христа.
Человек создан по образу Божественного Триединства и является существом триединым. Три части человеческого существа — это его дух, душа и тело. Трихотомия человеческого существа проходит через всю аскетическую литературу и древнецерковную антропологию (психологию). Авва Исайя говорит:
«Три части: душа, тело и дух соделаются едино действием Святого Духа и уже не могут отделиться друг от друга».
Каждый из членов человеческой тримерии — дух, душа и тело — в свою очередь построены по принципу триединства, то есть состоит из трех частей.
Старинная формула, выраженная Афанасием Синайским, гласит, что человек есть «триада в монаде и монада в триаде», по образу Божественной Триединой Монады. Соединение столь разнородных принципов в человеке, как дух, душа и тело, предполагает известный строй, известную систатическую конструкцию связи, взаимодействия и сотрудничества этих частей тримерии.
Дух, душа и тело соединены в человеке по иерархическому принципу, дух есть высшее начало, а тело низшее начало, душа занимает промежуточное положение, и ее задача — осуществление посредничества между духом и телом. Душа непосредственно связана с телом, а дух — через посредство души, хотя есть пункты в теле, в центральной системе, где дух непосредственно связан с телом, например, в пинеальной железе (эпифиз греч. epiphysis — шишка, нарост. Располагается железа в центре головного мозга, в задней части третьего желудочка), в основании головного мозга. Для осуществления единства человека необходимы, кроме иерархии, также и гармония всех частей тримерии, то есть духа, души и тела, гармония внутри каждого члена тримерии, то есть духовных, душевных и телесных сил.
Кроме гармонии некоторые древнецерковные аскетические писатели говорят, как например, Дионисий Ареопагит и Климент Александрийский, о симфонии частей и их сил, и о совместной их деятельности, о синергии. Таким образом, можно говорить о двух видах единства человека:
1) тримерическом единстве, единстве духа, души и тела, и
2) ипостасном единстве, единстве внутри каждого члена тримерии, то есть единстве духовных, душевных и телесных сил.
Для единства тела, состоящего из многочисленных клеток, из которых каждая представляет из себя монаду, необходима еще корреляция частей организма.
Хотя дух, душа и тело взаимно проникают друг в друга и силы их действуют совместно, тем не менее не должно быть места, по крайней мере в естественном состоянии, смешению сил, или поглощению одной силы другою. Таков основной систатический закон: каждая часть тримерии и каждая ипостасная сила должны сохранить свою жизнь и свою индивидуальность.
моя книга: https://ridero.ru/books/chelovek_lichnost_individualnost_1/