Этот цикл статей информационный для читателя и немного ностальгический для автора. Ровно три зимы автор канала был обладателем мотособаки и накатал на ней более 1000 километров, что для такого транспорта является весьма интенсивной эксплуатацией. Но время идет и мотособаки у автора больше нет. Продал ее в хорошие руки жителю соседнего райцентра. А автор тем временем ждет снега, чтобы оседлать одну гусеницу и две лыжи перед ней... Тем не менее автор канала с теплотой и уважением относится к мотобуксировщикам. Для российской глубинки это просто незаменимый вид транспорта. Итак, поехали!
Лет 10 назад в России в широкой продаже появился новый вид зимней техники - мотобуксировщик или, как его часто называют мотособака.
Мотособакой его назвали потому, что принцип движения напоминает собачью упряжку - тяговый модуль (мотобуксировщик) играет роль "собаки", а наездник ("каюр") управляет ее стоя в прицепных санях.
В своих статьях я буду употреблять термин "мотособака". Во-первых, мне он больше нравится, а во-вторых - мотобуксировщик это несколько более широкое понятие. Так вот и определимся, что мотособака - это частный случай мотобуксировщика, эксплуатируемого в классическом варианте "собачей упряжки" - без лыжных модулей, толкачей и тому подобного: буксировщик впереди - наездник в санях сзади
Кто первым изобрел мотособаку - неизвестно, но подобные транспортные средства создавались любителями в различных странах еще в 1950-х годах.
В Россию мотособаки пришли оттуда, где основным зимним транспортом является собачья упряжка, то есть - с Севера. Первые серийные мотособаки были родом из Архангельска. Это были довольно-таки простые аппараты, созданные на агрегатах отечественных мотоблоков и гусеницы снегохода "Буран".
Фактически мотособака это и есть мотоблок, только специального назначения. Соответственно, юридически на нее распространяются все требования, предъявляемые к мотоблоку. Мотособаки не нужно регистрировать в Гостехнадзоре, не нужно удостоверение тракториста-машиниста. Однако и ездить на них по дорогам общего пользования нельзя.
Впервые о мотособаках я узнал из видеоролика Ивана Зенкевича. Вот он:
В этом видео показан один из первых российских серийных мотобуксировщиков - мотособак. Сегодня выбор их огромен. От самых примитивных и недорогих, до огромных двухгусеничных "танков".
Содержание цикла статей "Мотособака без секретов"
Общая часть:
Недостатки и доработки:
- Его высочество, угол атаки
- Геморрой в задней части
- О кнопочках красных замолвите слово
Приемы вождения и эксплуатация:
- Бег по прямой
- Полицейский разворот
- Тропками извилистыми
- Безопасность