Найти тему
Инженер на даче

Мотособака без секретов. Часть первая: что это за "зверь"

Оглавление
Автор канала готовится к поездке на мотособаке
Автор канала готовится к поездке на мотособаке
Этот цикл статей информационный для читателя и немного ностальгический для автора. Ровно три зимы автор канала был обладателем мотособаки и накатал на ней более 1000 километров, что для такого транспорта является весьма интенсивной эксплуатацией. Но время идет и мотособаки у автора больше нет. Продал ее в хорошие руки жителю соседнего райцентра. А автор тем временем ждет снега, чтобы оседлать одну гусеницу и две лыжи перед ней... Тем не менее автор канала с теплотой и уважением относится к мотобуксировщикам. Для российской глубинки это просто незаменимый вид транспорта. Итак, поехали!

Лет 10 назад в России в широкой продаже появился новый вид зимней техники - мотобуксировщик или, как его часто называют мотособака.

Мотособакой его назвали потому, что принцип движения напоминает собачью упряжку - тяговый модуль (мотобуксировщик) играет роль "собаки", а наездник ("каюр") управляет ее стоя в прицепных санях.

В своих статьях я буду употреблять термин "мотособака". Во-первых, мне он больше нравится, а во-вторых - мотобуксировщик это несколько более широкое понятие. Так вот и определимся, что мотособака - это частный случай мотобуксировщика, эксплуатируемого в классическом варианте "собачей упряжки" - без лыжных модулей, толкачей и тому подобного: буксировщик впереди - наездник в санях сзади

Кто первым изобрел мотособаку - неизвестно, но подобные транспортные средства создавались любителями в различных странах еще в 1950-х годах.

В Россию мотособаки пришли оттуда, где основным зимним транспортом является собачья упряжка, то есть - с Севера. Первые серийные мотособаки были родом из Архангельска. Это были довольно-таки простые аппараты, созданные на агрегатах отечественных мотоблоков и гусеницы снегохода "Буран".

Фактически мотособака это и есть мотоблок, только специального назначения. Соответственно, юридически на нее распространяются все требования, предъявляемые к мотоблоку. Мотособаки не нужно регистрировать в Гостехнадзоре, не нужно удостоверение тракториста-машиниста. Однако и ездить на них по дорогам общего пользования нельзя.

Впервые о мотособаках я узнал из видеоролика Ивана Зенкевича. Вот он:

В этом видео показан один из первых российских серийных мотобуксировщиков - мотособак. Сегодня выбор их огромен. От самых примитивных и недорогих, до огромных двухгусеничных "танков".

Содержание цикла статей "Мотособака без секретов"

Общая часть:

Недостатки и доработки:

Приемы вождения и эксплуатация:

  • Бег по прямой
  • Полицейский разворот
  • Тропками извилистыми
  • Безопасность

Другие циклы статей