Найти в Дзене
Живопись

Художник Илья Машков: эксцентричный реалист

Художник Илья Машков был крайне эксцентричной личностью. А его живописное наследие — явление во многом парадоксальное. Начать хотя бы с того, что с 1900 по 1910 года он постигал искусство живописи под непосредственным наставничеством Виктора Васнецова и Валентина Серова. Однако, в настоящее время всемирно известные торговые дома типа лондонского «Сотбис» «гоняются» за его картинами в стиле примитивизма, а реалистические работы мастера находятся в тени их коммерческого успеха. Кстати, раз уж речь зашла о реализме: поздние работы Машкова заслуженно считаются классикой жанра соцреализма. Но и здесь всё не так просто. Например, его портреты — тот самый редкий случай, когда изящные линии и тонкие мазки использовались не для традиционного «выписывания» всех до единой анатомических черт модели и деталей антуража, а складывались в своего рода «мозаику» из элементов разнообразной геометрии, оттенка и даже текстуры, создавая в итоге эффект лёгкой недосказанности. А те его натюрморты и пейзажи,
Художник Илья Машков был крайне эксцентричной личностью. А его живописное наследие — явление во многом парадоксальное.

Начать хотя бы с того, что с 1900 по 1910 года он постигал искусство живописи под непосредственным наставничеством Виктора Васнецова и Валентина Серова. Однако, в настоящее время всемирно известные торговые дома типа лондонского «Сотбис» «гоняются» за его картинами в стиле примитивизма, а реалистические работы мастера находятся в тени их коммерческого успеха.

Машков И.И., «Автопортрет», 1911
Машков И.И., «Автопортрет», 1911
Машков И.И., «Артек. Сентябрьское утро», 1929
Машков И.И., «Артек. Сентябрьское утро», 1929
Машков И.И., «Бегонии», 1909
Машков И.И., «Бегонии», 1909

Кстати, раз уж речь зашла о реализме: поздние работы Машкова заслуженно считаются классикой жанра соцреализма. Но и здесь всё не так просто. Например, его портреты — тот самый редкий случай, когда изящные линии и тонкие мазки использовались не для традиционного «выписывания» всех до единой анатомических черт модели и деталей антуража, а складывались в своего рода «мозаику» из элементов разнообразной геометрии, оттенка и даже текстуры, создавая в итоге эффект лёгкой недосказанности. А те его натюрморты и пейзажи, что написаны в приглушённых тонах, ощущаются как нечто символистичное и умышленно-схематичное.

Машков И.И., «Девушка на табачной плантации»,1930
Машков И.И., «Девушка на табачной плантации»,1930
Машков И.И., «Пионерка с горном», 1933
Машков И.И., «Пионерка с горном», 1933

Зато благодаря такой манере письма художник без труда привлекает внимание зрителя к тем элементам полотен, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку. Ваш взгляд ни за что не минует нарождающейся девичьей улыбки, не упустит живой «искорки» в глазах старого партизана, немало повидавших на своём веку, но так и не утративших выражения искренней душевной теплоты.

Машков И.И., «Портрет красного партизана А.Е. Торшина», 1932
Машков И.И., «Портрет красного партизана А.Е. Торшина», 1932

Тот же эффект касается и натюрмортов. Перед Вами предстаёт не просто очередной букет в простенькой вазе, а мини-повесть о том, как собранные поутру заботливой рукою цветы, ещё хранящие нежный аромат и капельки росы на лепестках, лучше всяких слов признаются кому-то в любви и верности.

Машков И.И., «Арбуз и виноград», 1920
Машков И.И., «Арбуз и виноград», 1920
Машков И.И., «Натюрморт с хлебом»
Машков И.И., «Натюрморт с хлебом»
Машков И.И., «Натюрморт с  камелиями», 1915
Машков И.И., «Натюрморт с камелиями», 1915

Но — и вот опять парадокс — вовсе не благодаря этим замечательным работам имя Ильи Ивановича Машкова остаётся актуальным и в XXI веке. Нынче, говоря о творческом наследии Машкова, принято делать особое ударение на его бунтарском нраве; рассказывать об организации «Бубновый валет», созданной совместно с Петром Петровичем Кончаловским. И, конечно же, о его примитивистской живописи.

Машков И.И., «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» ,1910
Машков И.И., «Автопортрет и портрет Петра Кончаловского» ,1910
Машков И.И., «Три сестры на  диване. Портрет Н., Л. и Е. Самойловых», 1911
Машков И.И., «Три сестры на диване. Портрет Н., Л. и Е. Самойловых», 1911

Поймите нас, пожалуйста, правильно, уважаемый читатель. Мы не ханжи, не приверженцы элитаризма и вообще — люди весьма «леволиберальной» системы взглядов на культуру как таковую. Но при всём уважении к немалому (да что уж там: весьма громкому) успеху выставок актуальной русской живописи 10-20 годов 19 века, в коем заслуга Ильи Ивановича огромна — совершенно не можем понять нынешнего ажиотажа вокруг полотен, по которым сходят с ума современные Нью-Йорк и Париж.

Машков И.И., «Зеркало и лошадиный череп», 1919
Машков И.И., «Зеркало и лошадиный череп», 1919

Примитивизм Машкова ярок и самобытен. Но «фирменный» жирный чёрный контур — отнюдь не какое-то новое слово в европейском примитивизме конца позапрошлого века.

Машков И.И., «Дама с фазанами», 1911
Машков И.И., «Дама с фазанами», 1911

Масштабная работа с пластикой персонажей и элементами декора смотрится самобытно. Действительно, имеет место быть смысловая «заряженность» позы и жеста, и необычная работа с цветом, являющимся как бы самостоятельным «автором» в рамках полотна, ответственным за настроение и тональность художественного высказывания.

Машков И.И., «Портрет художника А.И. Мильмана», 1917
Машков И.И., «Портрет художника А.И. Мильмана», 1917

Но всё это — опять же, строго на наш субъективный взгляд — не более чем переосмысление и рефлексия. Уж очень всё это напоминает отсылки к древнерусским этнических мотивам. Или попросту — к лубку. А также —
на дань моде.

Машков И.И., «Фрукты на блюде. Синие сливы», 1910
Машков И.И., «Фрукты на блюде. Синие сливы», 1910
Машков И.И., «Хлебы», 1912
Машков И.И., «Хлебы», 1912

В то время как к западу от границ Российской империи примитивное искусство зарождалось как жанр даровитых самоучек, не умевших толком выстроить перспективу, но буквально «фонтанировавших» свежими концептуальными идеями,— отечественные творцы были в массе своей прекрасно знакомы с академическими приёмами живописи. И занимались наивным искусством более под влиянием собственного бунтарского начала и желания эпатировать публику. А не от того, что не имели иного инструментария для донесения до посетителей выставок своих мыслей и чувств. Говоря о конце XIX - начале XX вв, некоторые именитые искусствоведы используют термин «неопримитивизм» лишь применительно к мастерам из таких отечественных групп, как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост». То, что на Западе позже логично разовьётся в «наив-арт», в России так и останется «в лучшем случае отсылками к западному стилю, к фольклору и — иногда — иконописи. То есть фактически скатится в самоповторы или зеркальное отражение западных трендов.

Машков И.И., «Фрукты и тюльпаны», 1918
Машков И.И., «Фрукты и тюльпаны», 1918

А посему, рискуя навлечь на себя настоящую обструкцию знатоков и ценителей жанра, мы всё же рискнём высказать своё мнение о примитивизме И.И. Машкова: при всей визуальной и нарративной свежести, при всей смелости подачи и выразительности композиций, его «наив» сугубо вторичен по отношению к его же собственному реализму. А что по этому поводу думаете Вы, дорогой читатель? Будем рады Вашим мнениям, да и Вашей критике — тоже. Она помогает нам видеть ситуацию полнее и разрывать замкнутый круг собственных рассуждений.

Машков И.И, «Портрет. Дама в синем», 1927
Машков И.И, «Портрет. Дама в синем», 1927

Автор: Лёля Городная. Вы прочли статью — спасибо. Почитать и посмотреть еще: