Joy Division альбом Closer (1980)
Лэйбл Factory
Продюсер Martin Hannett
Арт-директор Peter Saville
Страна Великобритания
Продолжительность 44:23
«Казалось, что написание этого альбома влияло на его состояние: он погружался в него, а не просто самовыражался».
Тони Уилсон, 1994
По прошествии 25 лет почти невозможно отделить неспокойную атмосферу песен группы «Joy Division» от деградации личности ее вокалиста, приведшей к его гибели. Хотя и в дебютном альбоме 1979 года «Unknown Pleasures» («Неизвестные удовольствия») они уже заглядывали в бездну, все-таки это не выходило за рамки музыкального творчества.
JOY DIVISION, образовавшаяся в самый разгар панковского движения, эта команда стала первым коллективом, променявшим гнев и агрессию на депрессивную меланхолию. Все началось с манчестерского концерта "Sex Pistols", который посетили два местных парня, Бернард Самнер и Питер Хук. Выступление столичных панков произвело на них большое впечатление и послужило поводом для создания новой группы. С помощью объявления музыканты нашли вокалиста Яна Кертиса, а вот с ударником дело обстояло посложнее. За установкой успели посидеть три человека, прежде чем барабаны перешли к Стивену Моррису, положившему конец кадровым перестановкам.
В оригинале проект получил название "Warsaw" (по песне Дэвида Боуи), но спустя несколько месяцев, чтобы не вступать в конфликт с уже существующей панк-бандой "Warsaw Pakt" коллектив сменил вывеску на "Joy Division". После серии концертов на севере Англии к творчеству группы проявили интерес такие личности как манчестерский клубный деятель Роб Греттон, журналист Тони Уилсон и представитель "RCA Northwest" Дерек Брэнвуд.
«Closer» («Ближе»)
По сравнению с напористым, но более традиционным предыдущим диском, «Closer» - квантовый переход. Песни сильно отклоняются от навеянных панком шаблонов раннего периода творчества группы. Хотя значительная часть мрачного настроения «Unknown Pleasures» была привнесена продюсером Мартином Хэннетом, когда он экспериментировал с цифровой обработкой, здесь чужеродной стала сама музыка - от странных военных ритмов трека «Colony» до истерических гитар в композиции «Atrocity Exhibition». Введение синтезаторов - особенно в «Isolation» и «Heart And Soul» - показывает, что если бы группа продолжила работать с Кертисом, они могли бы прийти к звучанию «New Order». Среда, которую здесь создает Хэннет, сама выступает в качестве полноправного инструмента. До этого она оставалась фоном, на котором группа совершала свои атаки, а теперь его фирменные реверберация и задержки стали неотъемлемой частью песен, каким-то образом увеличивая их силу.
Но в последних трех песнях - отчаянной «Twenty Four Hours» и пораженческих «The Eternal» и «Decades» - мы, из нашего времени, можем видеть, что границы между страданиями Кертиса как человека и его печальными поэтическими темами уже нет.
Рисунок надгробия на конверте, возможно, оказался неудачным совпадением, потому что его выбрали задолго до смерти Кертиса, но трудно удержаться от интерпретации этого альбома как прощального или как записки самоубийцы.