Найти тему

Всё, что не окрашено любовью, бесцветно

Истина, иногда коснувшись нашего сознания, временно ослепляет его, заставляя замереть в неподвижности, чтобы подольше насладиться её Светом. Память об этом Свете освещает и всё то привычное и повседневно примелькавшееся, чтобы вдруг взглянуть на него по-новому, и увидеть то, что раньше без этого яркого Света различить было невозможно. Оказывается, что Истина очень проста и невидима глазу, потому что растворена в обыденном простом, и вместе с тем духовно ослепительна.
Год назад я случайно в эфире Яндекса начала смотреть китайский фильм “Под ветвями боярышника”. Сделала это скорее из любопытства. Я когда-то изучала культуру другой восточной страны с иероглифической письменностью, и при случае люблю сравнивать, что в них общего и что различного. 

 Фильм меня совершенно потряс. Очень редко случаются встречи с искусством, проявленным в высшей точке его предназначенья - показать истинные смыслы существования человека на этой Земле.

Надо сказать, фильм увлек сначала своей красочностью.  И, как ни странно, в начале фильма звучала мелодия нашей такой знакомой и любимой песни “Ой рябина кудрявая, белые цветы”. В параллельном переводе с китайского всё, как у нас - “ Вечер тихой песнею над рекой плывёт. Дальними зарницами светится завод. Где-то поезд катится точками огня. Где-то...”. Слова “где- то под рябиною” заменены словами “где-то под боярышником счастье ждёт меня”. Звучит эта песня и в конце фильма, и в конце истории с печальным окончанием. 

 Технически фильм снят великолепно! Работа оператора выше всяких похвал - все кадры композиционно безупречны. Каждый кадр системно вписан в органичный видеоряд фильма, и в то же время вполне может быть вырезан и стать отдельной картиной.
Режиссёрская работа Чжан Имоу - образец художественной и идейной органичности и мудрого осмысления исторического опыта своей страны, умения через типизацию истории жизни отдельных людей донести драматическую напряженность сложного периода в истории Китая, предшествовавшего возрождению Китая. В фильме нет лишних кадров. Все они логично вписаны в смысловое развитие сюжета. Видна режиссёрская работа с актёрами, продиктованная чувством вкуса и меры. По жанру я бы отнесла этот фильм к кинопритче, поэтому игра актёров, по жанровому требованию, несколько стилизована, но воспринимается очень естественной.

Действия в фильме развиваются в период Культурной революции в Китае в начале 70- годов. Великий Кормчий Мао начал готовить Китай к рывку из исторического прошлого зависимой, разрушаемой западными державами и Японией, страны к будущему независимому и процветающему Китаю. Мао усвоил Сталинскую науку - кадры решают всё!  Для борьбы за это будущее надо было подготовить новое молодое поколение, обладающее качествами, необходимыми для такой борьбы, - идейно заряженными на победу, духовно стойкими, готовыми к тяжёлому организованному труду и лишениям. Для этого молодёжь нужно было на время оторвать от привычной среды и поместить в программу государственной воспитательной машины.

Молодых людей из политически неблагонадёжных семей отправляют на перевоспитание в деревню. Отец Цин, героини фильма, репрессирован, поэтому его дочь на два года едет на перевоспитание в деревню. В деревне кроме работы, Цзин должна обучаться политграмоте. Девушка получает задание написать рассказ о символической местной легенде. По легенде, японцы расстреляли китайских патриотов у дерева боярышника, растущего недалеко от деревни, и с тех пор плоды боярышника окрасились в красный цвет крови патриотов.
В семье, в которой она живёт в деревне, Цин знакомится с молодым человеком, работающим в геологической партии. Как выясняется в конце фильма, геологическая партия вела разведку уранового месторождения. Китай для обретения независимости стремился стать ядерной державой, это было стратегически важной государственной программой.   

Молодые люди сразу почувствовали симпатию друг к другу, и начали тайно встречаться у красного боярышника. Он стал символом их любви. Обоим надо было сохранять особую осторожность. Цзин боялась себя скомпрометировать, иначе её могли бы отослать в другую деревню, а она должна была работать и помогать матери и младшим брату и сестре, оставшимся в городе, и в будущем могла не получить места учительницы в школе. Сунь заботился о том, что не повредить репутации Цзин.

В центре внимания фильма необычная история любви в непростое время в крайне жестких внешних обстоятельствах. В фильме тема Культурной революции не акцентируются. О ней мы догадываемся по художественным деталям - короткому митингу, сценам художественной самодеятельности школьников, по некоторым фразам в диалогах, по одежде и военным френчам, по особой выправке военных, стоящих в больнице у постели умершего от заражения радиоактивным ураном Суня.

Времена не выбирают, в них живут и умирают.  Вечная тема - история любви. Тема вечная, но её сценарии пишутся временем, в котором живут влюблённые.  В фильме история об очень целомудренной, очень жертвенной, готовой на испытания и ожидания любви. И трудно сказать длилась ли эта любовь два года или всю жизнь.

В этой истории нет слов о любви, поцелуев и тем более страсти, а есть духовная радость видеть друг друга, даже издали на противоположных берегах реки, есть радость от возможности позаботиться, подсмотреть проблему и помочь её решить, покормить, подарить маленький, но очень символичный и дорогой подарок, подарить купание, веселье и смех в жаркий день на реке, играющей солнечными бликами.

Цзин: “Я счастлива, что знаю тебя”.

Сунь: “Когда-нибудь ты узнаешь, что на свете есть человек, который предпочтёт умереть, чем предать тебя”.