Сочинение. Мой дом - моя крепость!
От Гомеровской эпохи почти не дошло никаких крупных памятников. Известно только, что это была без письменная культура, существовавшая в XI— IX веках до н. э. Гораздо больше ученые знают о культуре архаического периода. В период архаики происходит становление античного полиса (греч. polis, лат. civitas) — города-государства, специфического типа политического устройства, давшего жизнь всем последующим демократиям мира. Древние греки создали принципиально новый тип цивилизации — рыночную экономику, основанную на честном, добросовестном труде, высокой культуре демократического руководства и свободном развитии личности. Ничего подобного до них в истории не было. Политически античная цивилизация начинается с полиса (города-государства), экономически— с агоры (рыночной площади), лимена (гавани с портом) и комы (деревни). Греки - Афиняне строили свою цивилизацию, планомерно соединяя государственную и частную собственность. Опора частного сектора — малое семейное хозяйство, использующее личный труд селянина и его семьи (эйкос). Именно от греков пришло к нам понятие «экономика», означавшее у них заведование домашним хозяйством — «эйкономика». Впервые понятие "экономика" ввел греческий мыслитель Аристотель (III в. до н.э.). Описывая организацию хозяйства в усадьбе рабовладельца, он фактически определил суть экономики как науки о домашнем хозяйстве (эйкос - дом, номос - закон, учение). Однако экономика как наука, как систематизированное знание про сущность хозяйственной деятельности возникла лишь в XII - XIII в., т.е. в период становления капитализма.
Быть вне экономики невозможно: подобно невидимым лучам, экономические отношения пронизывают жизнь каждого человека. И какими бы абстрактными не казались вопросы экономического устройства общества, именно от них зависит повседневное счастье людей: если это разумное устройство - то люди свободны и богаты, а труд их плодотворен; если же экономическое устройство бездарно - то зависимы и бедны, ибо подневольный труд всегда бесплоден. Повседневная жизнь постоянно сталкивает нас с ценами, товарами, деньгами. Эти понятия, так или иначе, воздействуют на сознание. Регулируя доходы и расходы, каждая семья или отдельный человек управляет своим домашним хозяйством. В этом смысле происходящее необходимо рассматривать как экономику домашнего хозяйства. Его можно вести грамотно, разумно, опираясь на определенные знания и опыт или хозяйствовать посредственно, еле-еле сводя концы с концами. Так в нашем сознании формируется обыденная экономическая теория.
Экономическое просвещение русского народа - единственное, чего достигли большевики вопреки их собственным намерениям; и это просвещение может оказаться много более значительным, чем мы думаем. Дорогую цену заплатил русский народ за проверку экономических аксиом, но усвоил их теперь твердо и надолго, а главное выстрадал идею собственности, которую уже никогда больше не отдаст. Особенностью этой идеи для русского человека стала власть земли, как основы его собственности и будущего капитала для его потомков. Главным вопросом этой идеи станет вопрос об отношении к собственности и хозяйствования ей.
Поэтому всех людей по тому, как они относятся к собственности, можно разделить на пять групп, из которых четыре активных и одна пассивная.
Первая группа - хозяева в душе, работящие, бережливые, деловитые. Они - организаторы труда, созидатели ценностей, накопители мировых богатств. Вторая группа – бессребреники по своему образу, бескорыстные, неприхотливые, невзыскательные. Для них житейские блага не имеют никакого значения. Третья группа - завистники, люди озлобленные и бесплодные, тип людей, который дальнейшего пояснения не требуют. Четвертая группа - бесхозяйственные люди, безалаберные, лишенные делового чутья и понимания, бездарные, ленивые и расточительные. Сюда же следует отнести фантазеров, далеких от жизни теоретиков и наивных мечтателей. Назовем эту группу, условно, неудачниками. Пятая группа-это пассивное большинство, не имеющее ни определенных мнений, ни определенных убеждений, совершенно неустойчивое в своих настроениях. Эта бесформенная масса способна примкнуть к любой из вышеупомянутых активных групп - сегодня к одной, завтра к другой.
И более выгодно и во многом отличается от остальных вышеуказанных групп хозяин-православный. Мирской аскетизм есть и у него, но он скорее не постоянный, а периодический, связанный с постами. Отношение к богатству тоже другое, - оно более направлено на укрепление личного религиозного чувства. Оно не считается греховным, но на бедность не смотрят как на доказательство неугодности Богу. Поэтому и сейчас в России нет того сухого, презрительного отношения к беднякам, которое появилось в свое время на Западе после Реформации. А последователи таких отношений - протестанты, предписывая благотворительность как доказательство их угодности Богу, но, организовав ее очень хорошо формально, вынули из нее душу, осудив личную милостыню, столь дорогую и близкую сердцу русского человека. Что же касается сознания своего положения хозяина, то православный человек воспринимает себя лишь как Божьего доверенного по управлению собственностью, и это понимание было внедрено в православного человека еще прочнее, чем в протестанта. Однако, возвращаясь к старине, следует отметить, что смягчающее влияние православия на характер деловых отношений хотя и было более большим в те времена, но все же осуществлялось не легко, и достигалось лишь путем упорной борьбы с человеческими слабостями. Сложна и полна противоречий природа русского человека, и "хозяин" не составляет в этом исключения. Классический его тип до сих пор сохраняется в лице хозяйственного великорусского мужика. Кто знает этого упорного стяжателя: прижимистого, твердого, настойчивого в труде, смекалистого, ловкого, часто очень одаренного, но одновременно обуянного большой духовной гордостью, то тот поймет, что не всегда ему легко склонять свою умную, но упрямую и обуреваемую соблазнами голову перед заповедями Христа. И все же исключительной чертой русского православного хозяина, можно назвать привязанность к своей земле и своим домочадцам, и как отец-христианин и землевладелец за таким хозяином закрепилось доброе имя «крестьянин», т.е. хороший христианин-землевладелец.
Традиционная семья в Русском обществе - это, прежде всего экономическая ячейка. В условиях натурального и полунатурального хозяйства, в условиях слабого распространения сложных организационных структур (таких как компании) именно семьи выполняют основную функцию по первичной организации экономической деятельности (в подавляющем большинстве случаев - крестьянского хозяйства). От того, насколько хорошо семья выполняет экономическую функцию, зависит в буквальном смысле жизнь и смерть человека. Голод в обществе не стал редкостью, поэтому семья должна прежде всего обеспечить выживание своих членов, а любовные и прочие чувства могут играть лишь второстепенную роль. Поэтому институт брака выполняет в первую очередь экономическую роль, и прежде всего направлен на борьбу за жизненное пространство. Заключение брачного союза жестко контролируется родителями молодоженов и другими родственниками, а чувства молодых людей, как правило, не особенно принимаются в расчет. Как следствие, личная жизнь находится под жестким внешним контролем, добрачный секс не допускается. Экономическая эффективность семьи достигается на основе: единоначалия (жена и дети жестко подчиняются главе семьи); жесткого распределения ролей (причем экономическая целесообразность, основанная на традициях, имеет приоритет над любовными взаимоотношениями и правом человека на личную свободу); объединением в "экономической ячейке" большого количества людей (патриархальная "большая семья", когда под одной крышей живут три поколения, включая взрослых братьев и сестер с их детьми); устойчивостью семьи (например, чувства, как правило, не могут быть обоснованием развода). Эти принципы, распространенные ранее на Руси, весьма напоминают сегодняшние принципы современного менеджмента в компаниях.
Смысл жизни современного человека - самосовершенствование, воспитание достойных детей, которые должны превзойти родителей, в развитие этого мира в целом. Поэтому первичная цель - превратить человека из "винтика", объекта приложения внешних сил в творца, демиурга, строителя мира. А замысел семьи - помогать в этом, через призму отношений! У хозяина-православного имеются серьезные мотивы к тому, чтобы его семья двигалась вверх по спирали в своём экономическом потенциале. Это, прежде всего – личная выгода, ибо благодаря приумножению он получает возможность повышать свой жизненный уровень и увеличивать принадлежащее ему имущество. Причем на это активно оказывает свое влияние конкуренция, в которой побеждает тот, кто постоянно укрепляет свой экономический потенциал. Накопление капитала, как приращение денежных и материальных средств, расходуется на расширение жизненного пространства семьи. Такого рода капитал можно назвать "вложением в будущее", поскольку он идет на улучшение жизни нынешнего и будущих поколений семьи. И здесь вполне очевидно, что накопление капитала нельзя отождествлять с накоплением сокровищ, со сбережением денежных средств, пребывающих в покое. Наоборот, при расширяемом жизненном пространстве прибыль постоянно распределяется на несколько частей: в накопление и доход, идущий на личное потребление и другие цели, а также в добродетельные дела, укрепляющие общественный статус. Установить правильное соотношение между этими долями прибыли, одна из непростых проблем для ее владельцев. Накопления в основном идут на прирост жизненно важных фондов семьи, а дополнительные затраты на обучение и повышение квалификации членов семьи. И в принципе и то и другое экономическое действие, направлено на расширение жизненного пространства членов семьи.
И так, все человечество существует как специфическая материальная реальность. Но человечество как таковое самостоятельно не существует, потому что живут и действуют конкретные люди. И из всех проблем, с которыми сталкиваются люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. Каких только различных концепций не было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор не имеется в наличии. Это происходит потому, что между людьми существует очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди нескольких миллиардов людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга людей. И именно эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы. Тем более в вопросе науки управления домом.
Но только мудрый человек понимает, что первопричина всему Господь!
Продолжение следует.....