По мнению канадского психолога Стивена Пинкера (Steven Pinker):
С точки зрения биологических причин и поведенческих эффектов следует признать полную бесполезность музыки. Она могла бы начисто исчезнуть из опыта нашего биологического вида, и вся остальная жизнь его никоим образом не изменилась бы.
До него природу человеческой тяги к музыке - музыкофилии - пытался понять и не понял великий Чарльз Дарвин:
Ни удовольствие, ни способность к произведению последовательности музыкальных звуков не являются условиями, в какой-либо мере полезными для человека ... их следует отнести к числу наиболее таинственных свойств, дарованных нашему виду.
Могу предположить, что музыкофилия могла развиться из самой старой формы выражения эмоционального состояния человека - танца.
Танцы есть у каждого народа, они стали основой классических и бальных танцев, а также современных направлений хореографии и телодвижений в ночных клубах. Сейчас речь пойдёт об отражении национальных танцев в классической музыке. Прямом отражении.
Немецкие танцы Людвига ван Бетховена
Двенадцать танцев, обозначенные в бетховенском каталоге как WoO 13 (Werke ohne Opuszahl – произведения без номера опуса) представляют из себя чистую и предельно простую танцевальную музыку, сочинённую чтобы угодить даже самому неподготовленному уху.
Оркестровая версия танцев была утеряна, сохранился только фортепианный вариант. Как и другие танцевальные циклы Бетховена они были предназначены для балов венского высшего общества. Как правило, в танцевальной музыке на первый план выходит ритм, а гармония и мелодия могут быть предельно простыми. Но только не в танцах Бетховена, который даже в условиях танцевальной "тесноты" создаёт двенадцать жемчужин.
Венгерские танцы Иоганнеса Брамса
Остаётся только догадываться насколько сильно повлияли на молодого Брамса совместные гастроли с венгерским скрипачом Эде Ременьи, что спустя 16 лет он сочиняет самые популярные свои произведения. Удивительно то, как фактически бытовая музыка, предназначенная для домашнего музицирования на фортепиано в четыре руки, снискала общемировую популярность, переложена для многочисленных инструментов и оркестровых составов, проникла в культурные слои многих стран.
Композиторское мастерство Брамса в первую очередь проявилось в открытой передаче чувств, будь то бесхитростный лиризм или пьянящая энергия. В рамках одной пьесы композитор сочетает несколько контрастных тем, шлифует и варьирует их, превращает народные алмазы в бриллианты. Всего издан двадцать один венгерский танец (четырьмя тетрадями). Только для трёх танцев были сочинены оригинальные мелодии, остальное - венгерско-цыганский фольклор. А самый популярный Пятый танец оказался основан на чардаше австро-венгерского композитора Белы Келера, который Брамс ошибочно посчитал народным.
Славянские танца Антонина Дворжака
Идея и название цикла принадлежит издателю Фрицу Зимроку. Именно он предложил Дворжаку написать нечто подобное "Венгерским танцам" Брамса, но на другой национальной основе. Композитору эта мысль понравилась. В течении двадцати дней были написаны восемь танцев, вошедшие в первую тетрадь, спустя восемь лет ещё восемь (вторая тетрадь). Схема Брамса сработала и тут. В начале создаются редакции для фортепиано в четыре руки, образно говоря промо-версии. После благосклонной реакции публики, они оркеструются и штурмуют вершины хит-парадов.
Десять пьес цикла основаны на чешских танцах: фуриант, соуседска, скочна, полька и шпацирка. В фундаменте остальных лежат: украинская думка, словацкий одземек, польские мазурка и полонез, сербское коло. Кроме того, в некоторых пьесах Дворжак разбавляет народный танцевальный сироп вальсом.
"Славянские танцы" наиболее популярное сочинение Дворжака. По мнению М.С. Друскина их:
отличает динамичность развития, полного увлекательных "неожиданностей", изобретательность композиции, широта симфонического дыхания ...
Лашские танцы Леоша Яначека
Танцевальную эстафету от Дворжака принимает Леош Яначек - великий музыкальный реалист начала ХХ века. Во время поездки на родину в регион Лашско композитор по-новому воспринял музыку деревни. В итоге появился симфонический цикл "Лашские танцы". Позже он писал:
Вульгарные движения, липкие от пота лица, улюлюканье, бешеная скрипичная музыка: все это запомнилось как картинка, приклеенная к прозрачному серому фону.
В сюите шесть номеров, основанных на народных свадебных и бытовых танцах: стародавний, шатечковый, благословенный, коваржский, жеброк, пилки. Сохраняя ритмическую основу танцевальных образцов народного творчества, композитор значительно развивает их мелодизм, украшает гармонию необычными и яркими диссонансами, наполняет фактуру полифонией. Слушаем третью часть сюиты, называемую "кузнечной симфонией". В танцевальных движениях композитор остроумно имитирует работу деревенского кузнеца.
Румынские народные танцы Белы Бартока
Хотя сам композитор не включал это сочинение в перечень своих произведений, сюита из шести коротких фортепианных пьес, заняла достойное место в музыке ХХ века. В своей работе с фольклором Барток ушёл дальше Яначека буквальным образом. Считая аутентичным только сельское исполнение, он искал свои материалы в глубинках.
Исполнение на фортепиано (1915 год), равно как и оркестровая версия сюиты (1917 год) не произвели того эффекта на публику, которое ожидал композитор. В 1925 году за дело взялся венгерский скрипач Золтан Секей. Его переложение произведения Бартока для скрипки и фортепиано наконец-то открыло румынским танцам путь к успеху и популярности.
Несмотря на сложность и разнообразие ритмических структур сюиты и калейдоскопическое чередование различных танцевальных стилей, её музыка воспринимается "своей" не только румынами.
Танцы сопровождали человека в прошлом, играют немаловажную роль в настоящем. Танцуют все, от мала и до велика. Услышав знакомую ритмичную музыку, человек чуть ли не автоматически начинается двигаться с ней в такт. Может в этом и есть объяснение музокофилии?
И по устоявшейся традиции несмешная байка:
Во время репетиций оперы "Средство Макропулоса" Леош Яначек постоянно вносил изменения в партитуру. Наконец, дирижёр вышел из себя и поставил ультиматум: "Больше никаких поправок!"
Яначек согласился и тихо ретировался. На премьере, в самой середине оперы, концертмейстер виолончелей посмотрел на дирижёра удивлённым взглядом. Совершенно неожиданно ему пришлось играть музыку, которую он никогда до этого не видел. Дирижёр также был в недоумении. Оказывается, после генеральной репетиции Яначек тайно пробрался в библиотеку и вставил в партитуру новое соло для виолончели!
Используемые источники:
Друскин М.С. История зарубежной музыки. Выпуск четвёртый. Издательство "Музыка", М., - 1983 г.,
Оливер Сакс. Музыкофилия. AST Publishers - 2017 г.
Чтобы Вам, уважаемый читатель, не потеряться в океане нот - сохраните себе постоянно пополняющийся каталог статей, нарративов и видео.