С 2015-го года в средствах массовой информации Прибалтики постоянно муссируются новости о необходимости провести некий трибунал над коммунизмом. Сейчас этот вопрос рассматривается на уровне министров юстиции Латвии, Литвы и Эстонии. Советский Союз давно развалили, почему же руководству прибалтийских республик до сих пор неймётся? И почему Европарламент принял резолюцию о вине СССР, наряду с Германией в развязывании 2й мировой войны?
Начнем с обстановки в Европе. Все страны Европы 30-х годов, за исключением СССР и, пожалуй, Швейцарии, в континентальной Европе и Англии, так или иначе принимали участие в организации Второй мировой войны на стороне фашистской Германии. И об этом свидетельствуют многочисленные факты. У нас подготовлен материал, таблицы, в которых показываются действия Англии, Франции, Польши, Германии в 30-е годы. И из этих таблиц ясно видно, каким образом потворствовали и потакали страны Западной Европы в подготовке Германии. Тут и пакты о ненападении с Гитлером, хотя Советский Союз и обвиняют, что он пакт с Гитлером заключил в 1939-м году. Здесь и англо-германское военно-морское соглашение. Агрессивное поведение Германии началось не с первого дня, причем с ведома и попустительства держав-победителей в 1й мировой войне. Был аншлюс Австрии. И единственный, кто в Лиге наций выступил против аншлюса Австрии, это был Советский Союз, что тоже видно из материалов нашей таблицы. Но я хотел бы детально остановиться на следующем: квинтэссенцией подготовки Германии к войне против Советского Союза, к развязыванию Второй мировой войны, был, так называемый, Мюнхенский сговор. И если вы, опять-таки, посмотрите нашу таблицу, то Англия предупредила Чехословакию, что она не намерена вмешиваться в её спор с Германией. Но мало того, что она не захотела вмешиваться, она выступила ещё на стороне Германии.
Мюнхенский сговор отделил от Чехословакии Судетскую область, т.е. место, где располагалась наиболее серьёзная промышленность Чехословакии – заводы «Шкода». И в этот же день, когда был подписан Мюнхенский сговор, Англия подписывает с Германией декларацию о ненападении! И Чемберлен с борта самолёта, тряся этой декларацией, говорил: «Англичане, я привёз вам мир!» (на всю, так сказать, оставшуюся жизнь). Подобную декларацию о ненападении выпускает Франция вместе с Германией.
Характерно в этом деле поведение Польши, ведь по сути дела Польша в хвосте с Германией выступила в качестве европейского шакала, как, кстати, в данной ситуации и Венгрия. Потому, что участие в разделе Чехословакии приняли и Польша, оттяпавшая Тешинскую область и Чешскую Силезию, и Венгрия, которая тоже в свою пользу оторвала кусок Чехословакии. Но ведь суть дела не в этом. Если вы опять-таки посмотрите на нашу таблицу, вы увидите следующее: СССР имел соглашение и с Францией по защите Чехословакии, и с Чехословакией о взаимопомощи. Более того, чехи выдвинули условия, что они примут помощь Советского Союза только в том случае, если им окажет эту помощь Франция, но Франция участвовала в Мюнхенском сговоре… И тем не менее Советский Союз готов был оказать помощь Чехословакии, и как вы думаете, кто ему помешал? Помешала Польша. Она заявила, что проход войск Красной армии через территорию Польши на помощь Чехословакии она расценит как акт войны, а если советские самолёты появятся в небе над Польшей, пролетая в Чехословакию, она немедленно атакует их своей авиацией. Кстати, так, собственно говоря, и произошло. Ведь Советский Союз предупредил официальной нотой польское правительство, что в случае если она примет участие в агрессии против Чехословакии, то Советский Союз денонсирует пакт о ненападении между СССР и Польшей. Польша была об этом предупреждена, т.е. пакт о ненападении больше не существовал.
Тем не менее, Польша очень сильно надеялась, что в союзе с Германией она всё-таки сможет поучаствовать в разграблении Советского Союза – всё те же планы «от можа до можа», которые и сегодня в проекте «Трёхморье» очень сильно звучат. Но происходят следующие вещи (опять-таки подчёркиваю – очень интересно): Германия, обращается к своему союзнику (как она полагала) Польше с просьбой о соединении железной дорогой и шоссе территорию собственно Германии и территорию Восточной Пруссии. Но Польша, всегда как шакал: Нет, мы не дадим вам такой возможности! Дело в том, что Англия с Францией имели с Польшей договорённость о том, что если на неё будет произведено нападение, Англия и Франция объявят войну агрессору. И поэтому Польша, заключая этот договор, рассчитывала, что она сумеет спровоцировать Советский Союз в нападении на Польшу, а потом Англия и Франция подключатся. Но с 1938-го года Германия денонсировала пакт о ненападении с Польшей – тот самый знаменитый «пакт Пилсудского», о котором говорится в нашей таблице – пакт 1934-го года о дружбе и сотрудничестве (позднее нам вменяли в вину «пакт Молотова-Риббентропа»). И вот здесь происходят очень странные вещи. Польша рассчитывала, что Англия и Франция, объявив войну Германии, начнут серьёзную войну на западной границе, а в это время «храбрые польские гусары» с клинками наголо ворвутся в Берлин. Ну, это их дело, хотя с конца 1838-го года, несмотря на официальные заявления Германии о разрыве пакта, Польша считала, что она продолжает находиться в союзе с Германией, и что «милые бранятся, только тешатся».
Но Советский Союз чувствовал, что происходит в Европе. Когда был произведён аншлюс Австрии, единственная страна в Лиге наций, которая выступила с требованием осуждения Германии за этот аншлюс, был Советский Союз. Когда Германия начала грабить Чехословакию, единственная страна в Лиге наций, которая выступила с требованием осуждения этих действий Германии, был Советский Союз. Об этом предпочитают не вспоминать, но это так. Более того, уже в 1939-м году, 17-го апреля, в ответ на осторожные запросы Англии и Франции по системе коллективной безопасности, Советский Союз в Лиге наций вносит конкретное предложение по созданию системы коллективной безопасности в Европе. В конце мая Англия и Франция вроде выражают своё согласие, но обставляют таким количеством самых разных условий (типа, что должно быть отдельное соглашение с Польшей, с Румынией, пропуски советских войск через их территорию, и т.д. и т.п.), что они лишали договор всякой возможности быть подписанным, ведь речь шла о системе коллективной безопасности.
То есть Лига наций должна была создать этот договор, в котором поставить на голосование всех участников Лиги наций. Я напомню, что в то время Германия уже вышла из Лиги наций. Тем не менее, 5 июня Советский Союз передаёт Англии и Франции уже конкретные предложения по созданию системы коллективной безопасности в Европе, и 2 августа начинаются переговоры о системе коллективной безопасности в Европе. В Москве, куда приезжают английская и французская делегации. С 5-го июня до 2-го августа они добирались до Москвы. Причём, на этих переговорах и Англия, и Франция выставили второстепенных деятелей. Если от Советского Союза эти переговоры возглавлял председатель Совнаркома Молотов, а военную часть представлял Нарком обороны Ворошилов, то англичане прислали адмирала Дракса – начальника Эдинбургской военно-морской школы, как я уже говорил, а французы – генерала Думенка – командира алжирской военной базы Франции. Когда стали проверять полномочия при подписании договора выяснилось, что у генерала Думенка ограниченные полномочия, т.е. его задача была не подписать договор, а передать его текст правительству Франции. У адмирала Дракса вообще не было никаких полномочий. Ему в ночь с 21-е на 22-го августа такие полномочия (аналогичные французским) передали, но было уже поздно – переговоры к 20-му числу окончательно зашли в тупик. Почему? Потому что в ответ на военные предложения «что надо делать каждой стороне в случае войны в Европе (причём, рассматривалось три факта: если нападают на СССР, если нападают на союзников и если нападение происходит на одну из стран Центральной Европы), то, собственно говоря, вот эти предложения пропали втуне. Почему?
И Англия, и Франция заявили, что Польша не пропустит советские войска через свою территорию для атаки на территорию Германии. Вот уже во второй раз Польша, с одной стороны, – раздербанила Чехословакию, несмотря на предупреждение, отказалась пропустить советские войска; и второй раз она отказала пропустить советские войска, якобы, потому что об этом просили Англия и Франция. И вот тогда, когда руководство Советского Союза поняло, что западные державы стравливают, направляют в его сторону Гитлера, не хотят заключать этот договор, имея пакты о ненападении с Германией (Англия и Франция), а Польша вообще готова принять участие в грабеже Советского Союза, тогда приглашается в Москву Риббентроп, и подписывают пакт о ненападении. И это до сих пор - как эффект разорвавшейся бомбы. Почему? Да потому что Советский Союз не позволил втянуть себя в войну для того, чтобы таскать каштаны из огня для Англии и Франции. Понимаете в чём дело?
Наконец, происходит нападение Германии на Польшу. Англия и Франция немедленно (через два дня) объявляют войну Германии: 1-го сентября нападение на Польшу, 3-го сентября Англия и Франция объявляют войну Германии. Так что, Англия и Франция вступили в войну? Нет. До начала активных действий на Западном фронте прошло девять месяцев. 3-го сентября объявлена война, а в середине мая, следующего, 1940-го года Германия через Бельгию атакует, обходя линию Мажино, французике и английские войска под Дюнкерком. Англичане разбиты, бросили оружие, бросили технику, кричали «Спасайся, кто может!», и там даже на резиновых лодках от Англии примчались, чтобы солдатиков увозить, чтобы их не перебили. А Франция через сорок дней подписала капитуляцию и сдала Париж, объявив его свободным городом.
С Польшей кончилось быстрее. Немцы не успели ещё дойти до Варшавы, а правительство - из Варшавы уже 11 сентября было в Румынии. Что оставалось делать Советскому Союзу? Ведь вот эти территории Западной Украины и Западной Белоруссии были отняты у России Польшей в результате неудачной для Советского Союза войны в 1920-м году между Советской Россией и Польшей, в которой Польша была агрессором. Именно тогда Польша оттяпала у Литвы и Вильнюс. И причём Польша до войны предъявила ультиматум Литве, требуя заключения мирного договора, т.е. признать аннексию Вильнюса со своей стороны. Вы можете всё это увидеть в нашей подборке документов, причём с расшифровками. Советский Союз вызывает в министерство иностранных дел посла Польши Грабовского и говорит: «Мы денонсируем все мирные договора, которые были между нами. В том числе и Рижский мирный договор. Война меняет всю ситуацию, и земли, которые вы у нас отобрали, мы возвращаем себе». А сейчас они говорят: «Советский Союз оттяпал наши города: Гродно, Брест, Львов, Вильнюс и т.д. и он должен нести за это ответственность. Он – союзник Гитлера!» Так кто был союзником Гитлера? СССР или Польша? Получается, наоборот, если мы посмотрим внимательно систему межгосударственных взаимоотношений в 30-х годах, мы увидим, что самым верным союзником фашистской Германии была как раз Польша и, как ни парадоксально, правительства прибалтийских стран.