Сама история создания авиационных неуправляемых ракет начинается с 30-х годов прошлого века.
Впервые как средство поражения они были использованы советской авиацией в конфликте на Халхин-Голе( 1939 год ).
Потом была вторая мировая война , в которой авиация основных стран-участниц активно использовала неуправляемые ракеты. У нас они активно применялись знаменитым штурмовиком ИЛ-2.
Как работает НАР
У НАР есть 2 фазы полета после запуска. В первой он летит как ракета.За эту функцию отвечает двигатель который включается в момент пуска ракеты . Для того чтобы полет был устойчивый предусмотрены перьевые стабилизаторы,которые ее раскручивают. В этой фазе взрыватель ракеты переходит в боевое положение.
Вторая фаза начинается после выключения двигателя. В этой фазе ракета ведет себя как обычный снаряд и продолжает лететь по баллистической траектории.
Как вы уже поняли , дальность полета ракеты зависит от 2 параметров:
- скорости самой ракет
- скорости авиационной техники, с которой она запущена
Как рождался "смертоносный стрежень"
Но вернемся к самому виновнику статьи.
Итак, летом 1965 года постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 648-241 было принято начать разработку нового ударного самолёта. Этим самолетом впоследствии станет знаменитый Су-24 "Грач". В этом же документе было предписано создать новую прицельно-навигационную систему "Пума", а также новые неуправляемые авиационные ракеты С-8.
Разработкой новой ракеты занялась ОКБ-16 под предводительством Александра Эммануиловича Нудельмана.
В советском союзе на момент разработки новой неуправляемой авиационной ракеты, использовался НАР С-5. Но к нему было много вопросов, особенно во время Афганистана ( об этом дальше в статье).
Поэтому изначально заказчик ставил конструкторам ряд требований к новой ракете, которые не удовлетворяла С-5.
А именно:
- Сократить временные интервалы между выстрелами
- Увеличить дальность стрельбы и снизить минимальную высоту применения ракет
- Надежная защищенность боеприпасы от аэродинамического нагрева
- Уменьшить влияние стрельбы ракетами на работу двигателя самолета-носителя
Наши конструктора решили не изобретать велосипеда, а взять за основу С-5 в плане компоновки ракеты и реализовать все требования заказчика.
Было принято решение увеличить калибр с 57 мм до 80 мм, этим конструктора"убили 2-х зайцев". Увеличили боевую часть ракеты а также дальность применения за счет установки нового , более мощного двигателя.
Что касается точности ракеты, ее попытались увеличить за счет установки 6 перьев стабилизации, которые раскрывались принудительно под действием пороховых газов твердотопливного двигателя. После раскрытия перья фиксировались,( в С-5 присутствовали люфты в навеске оперения являющиеся причиной снижения кучности стрельбы.)
Рассеяние С-8 в полете и круговое вероятное отклонение составляло 0,3 % дальности, а дистанция эффективного пуска — 2000 м.
Спустя 4 года "восьмидесятка" прошла заводские испытания. Еще через два года успешно справилась и с государственными . В серию ракеты пошли на заводе «Авиаагрегат» ( Самара ).
Боевое крещение
Война в Афганистане была огромным испытанием для всей авиации Советского союза. И все недостатки вооружения выявлялись на месте быстро.
Так получилось и с неуправляемой ракетой С-5, о которой я писал выше. Летчики были крайне не довольны малой поражающей способностью и кучностью ракеты. Были слухи, что ракета не может даже пробить стенку дома обычного кишлака.
Когда была возможность выбора "что подвешивать" к вертолету или штурмовику, выбор всегда был в пользу С-8. И ракета проявила себя отлично!
"Восьмидесятка" прошла большинство конфликтов конца 20 века и активно применяется в горячих точках сейчас. За это время С-8 неоднократно модернизировалась. После развала СССР , в старанах СНГ , как и в России не перестают заниматься разработками ее основе.
В последнее время С-8 стали использоваться в качестве снаряда для мобильной РЗСО на ближнем востоке.
Также данная ракета применяется в новой мобильной РЗСО белорусского происхождения "Флейта "
Спасибо за прочтение ! Искренне надеюсь, что она была для вас интересной. Подписывайтесь на канал чтобы не пропустить новые выпуски статей!