Продолжаю рассказ про Мурманск в апреле 2008 года.
За Семеновским озером («Семечкой»), на пологом холме стоит бетонный «Алеша» — мемориал в честь защитников советского Заполярья. Смотрит он, конечно же, в сторону Норвегии.
Скульптор-монументалист в детали не особенно вдавался. И так хорошо.
Он, конечно, не так велик как Родина-мать.
Рядом есть и памятники поменьше. Вот этот камень, например, посвящен конвоям союзников.
Вид на город из-под Алешиных сапогов.
В сторону Роста, у самого правого края кадра - база Атомфлота. Стоят ледокольчеги.
На переднем плане — обычная скала. Везде встречаются.
Залив и сухогруз. Суда заходят разные, помню в какой-то из вечеров все центральные магазины города были набиты малайцами.
Грузовые железнодорожные парки.
Порт в морозной дымке.
А по Семеновскому озеру мы вернемся.
Лучший вид на этот город...
Знаменитый городской топоним «Гора дураков» обозначает квартал из трех улиц (Старостина, Скальная, Маклакова) жилых домов на небольшой сопке. Адреса у них давались не по порядку, а совершенно произвольно относительно и улицы и номера, что и определило такое смешное название.
Вид с горы на «Алешу».
Смотровой площадки на улице Старостина нет, хотя с нее-то как раз город и виден лучше всего.
Условный центр, вокзал, «Арктика».
Порт.
С подробностями.
Как на ладони.
Вид снизу.
Памятник 6-й батарее на проспекте Ленина.
Другие вещи.
В Мурманске есть еще одна городская (архитектурная ?) достопримечательность, которая если и известна, то только местным жителям. Это гигантский переход-галерея от Кольского проспекта до улицы капитана Орликовой.
Бывают переходы подземные, но в Заполярье климат суров и вместо возможной и обычной лестницы с перилами воздвигли натуральный подземный переход, только над землей.
Именуется это сооружение ТЦ «Охотный ряд» и изнутри напоминает рынок в стиле «Благословенные девяностые». Обязательно погуляйте по нему, особенно, если вы неровно дышите к урбанистическим штучкам.
Напротив этого мегадевайса раньше стояло несколько вот таких деревянных домов, но сейчас, согласно Викимапии, остался только один, который захватил Росприроднадзор.
Наверху, от крайних домов микрорайона, открываются совершенно дивные виды буквально на весь город. А ветер продувает квартиры в домах, которые остались у меня за спиной, насквозь. Мне так кажется.
Город как город.
Можно заметить внизу знаменитый «советский собор» — Свято-Никольский собор Мурманска, заложенный при ранней Перестройке, в 1986 году.
Во внутреннем дворе основную часть территории занимает чОрная-чОрная скала (рядом едва примостились гаражи и детская площадка). На самом крайнем скальном уступе приютился почему-то военный комиссариат.
На прощание послушаем Юрия Визбора, основного пиарщика города.
«Дорога уходит в открытое море...»
Транспортное отступление.
Особая глава моего повествования посвящена дороге назад, в Москву.
Выудив из системы бронирования рейс в 21.30, я купил на него электронный билет и успокоился. Зря, очень зря - ведь это «СкайЭкспресс»!
Приехав вечером нужного дня в аэропорт я (хо-хо!) не обнаружил в расписании своего рейса и, более того, даже представительства компании.
В справочной мне сообщили, что рейс отменен, а делами «Ская» в Мурмашах заправляет представитель (почему-то!) другой авиакомпании - «Аэрофлот-Норда». «Идите скорее, она через пять минут уйдет!»
В каморке женщина мне сообщила, что рейс отменен полтора месяца назад (я купил билет за 4), и меня НАВЕРНО перенесли на утренний рейс в пол-пятого. Точно она мне этого не скажет, хотя ей нужно всего лишь включить компьютер и зайти в систему бронирования родной компании. Но она этого не сделает.
Это, видимо, такой стиль «лоу-кост», потому что никаких смс-ок об изменении моего статуса на рейсе тоже не прислали.
Хорошо, что у меня был с собой ноутбук. Но где взять интернет? Справочное окошко, голосом уполномоченной женщины, однозначно сообщило, что такой бесовской чудесины как вайфай у них нет и никогда не было (напомню, это 2008 год).
Бегая кругами по терминалу я вдруг обратил внимание, что весь он заклеен наклейками «WiFi продается в окошке №36». Та-а-а-а-ак!
Добрейшая бабушка дала мне в этом окошке карточку и сказала - «Ты попробуй подключиться, если он работает, то заплатишь 50 рублей, но часто бывает что не работает, тогда ничего платить не будешь». Благодаря этой женщине я и узнал, что действительно перенесен на более поздний рейс, в 4.30.
Гостиница при аэропорте показалась уже родной. Но приключения вовсе не кончились!
Прилетел за мной VP-BFK.
Вылетев практически вовремя (не более 40 минут задержка, для «Ская» ерунда вообще, не о чем говорить), при подлете к облачной Москве самолет вдруг начал выписывать в воздухе какие-то подозрительно ровные огурцы. КВС Александр Макагон бодрым и уверенным голосом сообщил пассажирам, что в Москве туман и мы так полетаем еще полчасика. Если дело не наладится, то нас ждет увлекательное путешествие на запасной аэродром, в город Санкт-Петербург!
Так и случилось.
Все «Пулково» было заставлено серебристыми самолетами «Аэрофлота» и его дочек. Еще бы!
Утренний прилет в Москву — это десятки рейсов и все они расползлись по различным запасным, в основном в Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Хотя иностранцы на больших лайнерах могут сесть и в Варшаве, и в Минске, и в Хельсинки, например.
Багаж не снимали, пассажиров не выпускали. Хотя было исключения. Одна семейная пара без багажа (это важно!) попросилась выйти тут (поскольку в Санкт-Петербурге они оказывается через Москву и ехали). И их выпустили, что меня поразило! Вызвали из терминала микроавтобусик и выпустили!
В общем, надеясь прибыть в Москву около полуночи и выспаться уже в собственной постели, я оказался во Внуково на следующий день в два часа дня.
Путешествие в Мурманск закончилось.