Блинчики, блины, оладушки, всё это любимая еда. Языческую Масленицу признала даже церковь, которая когда то жёстоко расправлялась с язычеством.
Когда появилась на Руси эта поговорка, про первый блин, плит просто не было, всё пеклось в печах и переворачивать блины было не нужно. Блины не превращались в бесформенный комок. Сомневаюсь я и в том, что пекли тонкие блинчики. В ходу были толстые блины. Тонкие блинчики, если и пеклись, то в основном для того, чтобы чем то нафаршировать.
Выпекая блины, предки приговаривали: "Первый блин комам, второй – знакомым, третий – родне, а четвертый – мне!" То есть, идёт перечисление тех, для кого какой блин печётся. И первый блин был совсем не для того, чтобы выбросить его в помойку.
По одной версии, Комами называли души умерших, которые переселялись в медведей, которых и подкармливали предки, в масленицу, оставляя блины на пеньках. По другой версии, Комами называли домовых, которым и предназначался первый выпекаемый блин. Ещё существует версия, что блины развешивали на ветках крон деревьев, на Масленицу, как символ солнца, поминая умерших предков.
Когда началась борьба церкви с язычеством, праздник весны - Масленицу и её символ солнца - блин, не могли искоренить никак, но вот поговорку трансформировали. В христианской Руси блин комАм стал блином комОм. Но опять таки, речь не идёт о не получившемся блине. Первый блин, который выпекали, теперь отдавали за упокой души. И этот блин должен был, наверное, вставать комом в горле, когда человек вспоминал своих умерших родителей или других родственников. В городах первый блин отдавался нищему, чтобы он помянул усопших.
А потом, с чьей-то подачи, неумение печь блины, трансформировалось в то, что первый блин просто обязан не получиться и стать комком непропеченного теста. Наверно разучились с тех пор печь блины без отходов.