Найти тему
Партизаны

Хроника одной из частей Красной Армии в первые дни войны.

Бойцы и командиры артиллерийского полка.
Бойцы и командиры артиллерийского полка.

Рассказ о событиях начала Великой Отечественной войны политрука батареи артиллерийского полка Николая Ивановича Москвина, полк которого западнее Витебска попал в окружение и долгое время сражался в тылу врага.

...Однажды старый председатель колхоза в деревне Герчики покормил нас и сказал:

— Что вы блукаете по ночам? Так рано или поздно попадете к немцам в лапы и погибнете ни за грош. Шли бы в лес, партизанить.

Вроде и прав был председатель, но y меня в кармане лежала свежая листовка. «Надо помнить,— говорилось в ней,— что группа бойцов и каждая часть Красной Армии, оказавшаяся в тылу противника, должны... пробиваться к своим по тылам вражеских войск». Значит, нет, неправ старик! Надо продолжать поиски выхода через фронт, чего бы это ни стоило.

Только впоследствии мы поняли, что заблуждались, no заблуждение это было свойственно в ту пору многим.

Обстоятельства сами раскрыли нам глаза на истину — жизнь оказалась убедительнее теории.

В конце октября мы, двенадцать окруженцев, возвратились почти к тому месту, где в начале месяца переправлялись через Днепр. Переправляться вторично решили восточнее деревни Борок, зеленевшей своими высокими липами по правую сторону реки. Нам казалось, что Смоленск остался далеко в стороне, и именно в том районе мы сумели сравнительно легко переправиться, a затем преодолеть две шоссейные и две железные дороги, чтобы вновь выйти в сравнительно глухой, бездорожный Касплянский район. Там мы надеялись передохнуть и предпринять новую попытку соединиться со своими частями, но уже под Невелем.

Такова хроника одной из частей Красной Армии - полка Резерва Главного Командования, вынужденного с первых дней войны действовать как обыкновенная линейная часть. Полк подчинялся любому вышестоящему общевойсковому начальнику, на участке которого оказывался. Погибли многие люди полка, погибла его артиллерия, но это не были напрасные жертвы: более тридцати уничтоженных фашистских танков, выведенные из строя самолеты, гитлеровцы, которые уже не встали с нашей земли,— вот цена, какой заплатил враг за наши потери.

Однако история полка на этом не закончилась. После войны стало известно, что основной его состав во главе с командиром, раненым подполковником Никитиным, вырвался из окружения. Переправившись через Днепр восточнее Орши, штаб полка сохранил знамя, вывел людей в район Кричева и вновь получил материальную часть. Заново укомплектованный полк в составе 32-й армии героически дрался с шестого по тринадцатое октября в Вяземском окружении, пока создавался новый Можайский рубеж обороны под Москвой. Но больше он уже не возродился.

Думаю, что история этой части отнюдь не говорит о «неорганизованном сопротивлении» наших войск, попавших в окружение в первые дни войны. A таких частей на Западном фронте было много.

Пройдут годы, и в «Истории Отечественной войны 1941— 1945 гг.» мы прочитаем:

«Стойкость войск в каждой армии, в каждом корпусе и дивизии складывалась из сотен и тысяч подвигов отдельных бойцов, командиров и политработников, из героических действий подразделений и частей».

Это действительно так. И хотя до сих пор мы не имеем полной картины борьбы наших разрозненных частей с танковыми колоннами Гудериана и Гота, можно с уверенностью сказать: помимо тех очагов сопротивления, роль которых стала известна во всем своем героическом величии уже после войны, были и другие участки обороны — сотни участков, где советские бойцы, командиры и политработники дрались с врагом до последнего снаряда, до последнего патрона, до последнего вздоха.

Благодарю, что дочитали до конца!

-2

Подписаться на канал можно здесь: "Партизаны"

Буду Вам очень признателен, если поделитесь этой статьёй в своих соцсетях (нажав на логотип соцсети), чтобы и другие люди могли узнать больше подробностей о героических подвигах Советского народа во время Второй мировой войны в борьбе с фашизмом и за свободу своей Родины в тылу врага.