Найти в Дзене
ПУТЬ ИСТИННОЙ ЛЮБВИ

Верно направленная мысль

Источником учительства является Бог. Но к нечистоте, страхам и болезням человека Он не может приблизиться Своей Всесовершенной и Неизреченной Душой, и потому посылает человеку доступную для него и соответствующую его болезням и страхам частицу — духовного учителя. Духовный же учитель всегда ведёт себя по отношению к человеку так, как это нужно для его исцеления и спасения. Обезумевший же до крайней степени человек, вместо того, чтобы благодарить за ниспосланное ему подспорье и с помощью учителя избавляться от своей погибели, начинает судить учителя, рассуждать о нём, критиковать его, смотреть на него со стороны толпы, разглагольствовать о его несоответствии расхожим представлениям о Боге и т.д. И даже если допустить, что эти представления могут быть верны, то пользы испорченной и больной душе от её идеальных представлений не будет, если сама она не достигает соответствия им.

Нет ничего важнее и дороже правильного взгляда на вещи. Нет ничего страшнее и опаснее неправильного взгляда на вещи — взгляда своекорыстных чувств и тщеславных мыслей, взгляда испуганного зверя, взгляда бешенной твари, взгляда дрожащей за свою шкуру самости.*

Нож, раскалённое железо, настойки и снадобья, перевязи и примочки — не здоровье, а лишь средство его обретения. Так и учитель — это не то, чтó должно быть, это то, чтó ведёт к должному. Если учитель добр, ласков, благодушен и спокоен — он враг, а не друг. Истинный учитель — это всегда нравственно чистое, но телесно мучительное и духовно мучающее существо. Потому что истинный учитель — едкое и жгучее лекарство, и если он не обладает свойствами и атрибутами такого лекарства — он или враг или пустое место, или яд или просто вода.

Поиски совершенного духовного учителя — бессмысленное занятие, такого учителя не существует в природе, это всё равно что искать совершенное лекарство. Искать нужно не совершенное, а соответствующее нашим болезням, а не найдя, просить об этом. Даже если удастся найти то, чтó покажется совершенным, то какая нам польза от чьего-то совершенства, если сами мы ничтожество ? Чтó нам пользы от иконы, если сами мы — карикатура ?

Задача больного — терпеть боль и муки лечения, по возможности помогать врачу, благодарить врача, считать не его, а себя причиной своих страданий, молить Бога о том, чтобы не потерять врача раньше своего исцеления, всячески содействовать сохранению жизни и сил врача. Всё это приносит пользу, всё это приближает к спасению, к Богу.

К Богу, в конце концов, приближается не тот, кто исцелился, а тот, кто научился правильно вести себя и в болезни и в здравии. Можно сказать, что истинным исцелением является правильное поведение, а не обретение возможности делать сегодня то, чего не мог делать вчера.

Правильное поведение включает в себя правильное мышление, правильную речь, правильные действия, правильное обуздание порывов и равнодушия, силы и усталости, симпатий и отвращения, надежд и отчаяния, настроения и расстройства. Всё это не достижимо без постоянных и слёзных обращений к Душе Отца так же, как маленький ребёнок ничего правильного не может достичь без постоянных и слёзных обращений к душе матери.

Но даже тот, кто достигнет чего-нибудь правильного без обращения к Отцу, то всё, чего он достигнет, будет подобно достижениям руки, оторванной от тела: чéм бы ни обладала оторванная от тела рука, в конце концов она выронит то, чтó держит, когда кровь, питающая её сосуды, кончится.

_____________________________________

* «Чтó бы ни сделал враг врагу, ненавистник ненавистнику, недруг недругу, — ложно направленная мысль может сделать ещё худшее. Чтó бы ни сделали для нас мать, отец, друзья и любящие родственники, — верно направленная мысль может сделать ещё лучшее». — Будда Шакьямуни.