Прошли полуразрушенную плотину, встретили москвичей на двух байдарках, они спустились со станции Энгозеро. Весь Советский Союз в путешествиях.
Прошли Пайдозеро, на правом берегу заброшенная деревня. Озеро Чогозеро, останавливаемся на ночёвку.
День тяжёлый, в смысле активного отдыха, матрос-юнга Серёжа Володин, как вылез из байдарки, упал пластом на спасжилеты. Девушки: Лариса Романчук и Вера Пересыпкина держатся мужественно и приступили к готовке ужина. У всех северным солнцем опалённые лица.
Мы с Саней пробуем удить рыбу. Клёв просто отличный, часа за полтора натаскали удочками килограмма три плотвы и окуней.
Байдарочная флотилия рвётся на реку Воньгу
Первый раз обедаем на берегу. На костре жарится щука килограммов эдак на пять, которую поймал Саша Рыбкин (он продолжает оправдывать свою фамилию). Сегодня чаще обычного смотрим на небо, тучки небесные громыхают справа и слева. Проскочили под мостом с бурлящим водосливом. И очередное озеро Пильд.
И вот через три дня нашей изнурительной гребли, наконец, долгожданная река Воньга, которая вытекает из данного озера. Участок километров пять с тремя порогами. На среднем из них бегемот «Салют» налетел на подводный камень, и обшивка снова не выдержала и дала течь. Саша клеит резину, остальные занялись рыбалкой. Повезло Юре – поймал язя, остальные по мелочи.
Идём дальше – озеро Синдамозеро, на котором гоняем стайку гусей. Потом устраиваем гонки, наш экипаж держится молодцом. Видим рижскую команду, которая на песчаном мысу заняли лучшее место. Располагаемся по соседству, затем всей командой забираемся на триангуляционную вышку.
– Над всей Карелией безоблачное небо – кричит капитан. Я делаю панорамную съемку. Ночёвка.
На следующий день, по карте видим, что следует обойти большой полуостров, типа Жигулёвской кругосветки. Решаем сократить время, мы всё ещё отстаём от графика прохождения маршрута. Делаем сухопутный волок, точнее перенос, в полкилометра и мы уже Муромозере. Снова, в который раз безбрежная водная гладь. Подразделись, загораем. А вот и узкий речной выход с натыканными в дно камнями. Пока мы рассматривали очередной порог, латыши по шустрому проскакивают по нему.
На втором пороге с уходящим под лесовозный мост мощным потоком, снова достали рижан. Две байдарки прошли нормально, но Юра где-то умудрился пробить брешь, теперь клеит.
Мы с Саней поднялись на деревянный мост, побросали блёсны в протоки между камней. Около валуна, на треть подтопленного снизу хватает щука, я тут же её выбросил на середину моста, где она искупалась, теперь в дорожной пыли. Через минуту, точно такую же комбинацию провел мой партнёр, с таким же уловом.
Идём или плывем, проходим озеро Гагарина, как он сюда попал? На пути порог под названием «Кривой» – это один из самых мощных и протяжённых на нашем пути. Делаем тщательную разведку, после чего проходим с блеском. На высоком правом берегу устраиваемся на ночёвку. Мы дежурные по камбузу, готовим чисто рыбные блюда. Я готовлю уху, а Толя жарит.
Приступаем к дегустации ухи, в которой рыбы было гораздо больше, чем воды и всяких специй. Вечер был великолепен, все пребывали в хорошем настроении, радовались жизни, и все были согласны с выражением: «а жизнь ещё хороша тем, что можно путешествовать!»
А на утро
Утро выдалось пасмурным. С вечера ничего не предвещало грозы, а она навалилась, только совсем с другой стороны. Никто её не ждал и особо никто не был готов к ней. Мошкара – вот тот заклятый враг туристов, геологов и всех прочих, забредших в тайгу. Комары, по сравнению с мошкой – это просто баловни природы!
На всю группу был кусок марли, который быстро разорвали на части и каждый, заложил её под штормовку, после чего все были не узнаваемы. Первый раз ребята просили меня отметить в дневнике это место, как гнусное место, что я и сделал. Но все понимали, что дело не в месте, оно было живописным, а в июньской погоде.
Протопали озеро Столовое, впереди порог «Горбатый». «А сейчас Горбатый!» (сказал Глеб Жиглов). Разведку провели с левого берега, поставили сигнальщика. «Нептуны» прошли отлично. «Салют» налетел на камень, потом прыгнул с него и сломал кильсон. Ремонт средней тяжести.
На следующем пороге не повезло нашему экипажу. Я не усмотрел с правого борта один прелестный камешек, который пробил в обшивке дырку. Течь была небольшая и мы не останавливаясь, продолжили плавание.
Прошли Чехозеро, озеро Медвежье, впереди порог «Собачий», который не проходим ни практически, ни теоретически. Вода падает водопадами. Скользит по гранитным скалам, растекается, шумит меж каменных глыб и это на протяжении километра.
Делаем на скорую руку обед, потом ремонт, потом обнос по берегу. Все это время беспощадно грызёт мошкара, а дождь не давал просушить лодки.
Наконец, всё готово, на часах уже вечер, решаемся уплыть от назойливой мошкары. Проходим два озера Половинное и Вяккер и соединяющие их участки реки. У подножия порога Вяккер делаем бивуак, а время уже перевалило полночь. В июне в этих местах белые ночи, поэтому можно плыть и ночью. Мало того если на пороге Солнце светит в глаза, то в стоячих волнах не видно подводных камней. Ночью нет бликов и пройти порог можно без происшествий, но только не через порог Вяккер.
(В данный момент просматривал одно видео, на большом камне 2 траурных таблички, Николаев Сергей из Смоленска погиб 1987 году и Павлюк Андрей, от куда, не разборчиво).
На порожистых реках при сплаве следует строго соблюдать технику безопасности. На каждом судне должен быть единогласно выбран капитан, командам которого подчиняется вся команда, не важно, сколько на нём человек. Действия экипажа должны быть слаженными, только тогда можно избежать трагических случаев. Тем более на таком маршруте, где нет связи и нет возможности эвакуации в экстренных случаях.
Мошки как будто нет, но одежда вся мокрая. Но это бы ещё ничего, оказалось у меня подмокли и фотоплёнки. Это кошмар, команда выбросит меня за борт или поставят к позорному столбу.
Латыши, расположившиеся палаткой на противоположном берегу, давно спят. Хотели сыграть им подъём, да сжалились, как-никак почти свои, да и друзья по несчастью.
Утром вместо зарядки пробежка вдоль порога Вяккер, Решили не рисковать, так как время поджимает, поэтому, делаем ещё один сухопутный обнос, около километра, и рвём когти от проклятой мошкары. Она в кровь поразбивала наши обожжённые лица.
Впереди один из труднейших порогов – «Ассу», но нам не страшен ни зверь лохматый, ни горный слив воды. Идём без разведки сходу. Стоячие волны заливают борта, матросы отчаянно гребут, рулевые, используя скорость, отводят свои судёнышки от уступов камней и выводят на глубинную стремнину. Скорость приличная, а вот и мост, по которому стучит поезд.
Трехкратное ура! Слышится в округе. Маршрут успешно пройден!
Вытаскиваем байдарки на сушу и на просушку. Затем разборка и с заплечными мешками и рюкзаками двигаемся на полустанок «Воньга», который отстоит от моста на расстоянии 3-х километров. Делаем отметку в маршрутной книжке, и чтобы вы подумали дальше?
А дальше топим баньку (мир не без добрых людей). Наломали свежих берёзовых веников, похлестали по зудящим местам – ляпота. Это в белую ночь. В 4 часа уезжаем на Кемь, оттуда на Соловецкие острова, таков план, гулять, так гулять!
Чем примечателен данный маршрут, начинается он с простых шиверок (порогов) и заканчивается довольно коварными и длинными порогами.
Маршрут, почти 180 км пройден успешно за 5 дней. Красота природы, рыбалка, в то же время борьба со стихией, с дождём и мошкарой – оставили неизгладимые впечатления на всю оставшуюся жизнь.
Читайте, ставьте лайки, подписывайтесь на канал.