Найти в Дзене

«Февральская лазурь» и другие зимние пейзажи Грабаря

Когда Игорь Грабарь еще учился в Лицее, преподаватель Владимир Попов посылал учеников на выставку передвижников посмотреть «Боярыню Морозову» Сурикова. Особое внимание он призывал обратить на снег, написанный всеми цветами радуги, но кажущийся на расстоянии белым. Вероятно, с тех пор у Грабаря зародился интерес к снегу и инею, сохранившийся на всю жизнь. Мастер создал множество пейзажей, портретов и натюрмортов, но в первую очередь вспоминается его «Февральская лазурь», а с ней и другие картины русской зимы. Когда Грабарь писал эту картину, считалось, что после Левитана в жанре пейзажа ничего нового сделать нельзя, но молодой художник опроверг эту точку зрения. Новаторство полотна поначалу сыграло с ним плохую шутку. Тогдашний попечитель Третьяковской галереи Остроухов назвал небо на картине «индийским» и заявил, что полотно не вписывается в традиции русской живописи. И все же через некоторое время он выкупил работу, следуя совету Валентина Серова. Когда Игорь Грабарь вернулся в Росси

Когда Игорь Грабарь еще учился в Лицее, преподаватель Владимир Попов посылал учеников на выставку передвижников посмотреть «Боярыню Морозову» Сурикова. Особое внимание он призывал обратить на снег, написанный всеми цветами радуги, но кажущийся на расстоянии белым.

Вероятно, с тех пор у Грабаря зародился интерес к снегу и инею, сохранившийся на всю жизнь. Мастер создал множество пейзажей, портретов и натюрмортов, но в первую очередь вспоминается его «Февральская лазурь», а с ней и другие картины русской зимы.

«Февральская лазурь», 1904
«Февральская лазурь», 1904

Когда Грабарь писал эту картину, считалось, что после Левитана в жанре пейзажа ничего нового сделать нельзя, но молодой художник опроверг эту точку зрения. Новаторство полотна поначалу сыграло с ним плохую шутку. Тогдашний попечитель Третьяковской галереи Остроухов назвал небо на картине «индийским» и заявил, что полотно не вписывается в традиции русской живописи. И все же через некоторое время он выкупил работу, следуя совету Валентина Серова.

«Февральская лазурь» (фрагмент). Репродукция взята из журнала «50 художников. Шедевры русской живописи».
«Февральская лазурь» (фрагмент). Репродукция взята из журнала «50 художников. Шедевры русской живописи».

Когда Игорь Грабарь вернулся в Россию из-за границы, где учился и работал несколько лет, он стал искать живописный уголок природы для создания зимнего пейзажа. Такое местечко со множеством берез, идеально отвечающее его вкусам, художник нашел в подмосковном имении Дугино. Грабарь приехал туда ненадолго погостить, но в итоге стался до конца зимы, а потом и вовсе породнился с хозяином Николаем Мещериным, женившись на его племяннице.

«Февральская лазурь» была написана полностью с натуры в течение примерно двух недель. Чтобы добиться низкого горизонта, художник вырыл в снегу траншею глубиной более одного метра, чтобы в ней поместился холст. В итоге, когда он поднимал голову к березе, то видел преимущественно ее верхнюю часть, которую мастерски перенес на полотно.

Этой же зимой художник создал несколько других известных пейзажей со снегом. В следующем году была написана картина «Иней».

Как Левитан прославился видами осени, так и Грабарь может по праву называться певцом русской зимы. В последующие годы он неоднократно переносил на холст красоту сумрачного декабря, серебристого января и сверкающих лазурью и солнцем ясных февральских дней.

«Зимнее утро», 1907
«Зимнее утро», 1907
«Иней», 1941
«Иней», 1941
«Февраль», 1944
«Февраль», 1944

Если вам понравилась публикация, ставьте лайк и подписывайтесь на канал! Также советую прочесть статью о современнице Грабаря — художнице Наталье Гончаровой.