Когда Игорь Грабарь еще учился в Лицее, преподаватель Владимир Попов посылал учеников на выставку передвижников посмотреть «Боярыню Морозову» Сурикова. Особое внимание он призывал обратить на снег, написанный всеми цветами радуги, но кажущийся на расстоянии белым. Вероятно, с тех пор у Грабаря зародился интерес к снегу и инею, сохранившийся на всю жизнь. Мастер создал множество пейзажей, портретов и натюрмортов, но в первую очередь вспоминается его «Февральская лазурь», а с ней и другие картины русской зимы. Когда Грабарь писал эту картину, считалось, что после Левитана в жанре пейзажа ничего нового сделать нельзя, но молодой художник опроверг эту точку зрения. Новаторство полотна поначалу сыграло с ним плохую шутку. Тогдашний попечитель Третьяковской галереи Остроухов назвал небо на картине «индийским» и заявил, что полотно не вписывается в традиции русской живописи. И все же через некоторое время он выкупил работу, следуя совету Валентина Серова. Когда Игорь Грабарь вернулся в Росси
«Февральская лазурь» и другие зимние пейзажи Грабаря
3 февраля 20203 фев 2020
103
1 мин