«Побег из Шоушенка» вот уже многие годы гордо стоит на первом месте в главном интернет-топе фильмов IMdB. А ведь поначалу его почти не заметили..
Повесть Стивена Кинга, на которой основана эта прославленная экранизация, в русском переводе зовется слегка непривычно: «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Опубликована она в 1982 году и является одним из произведений Кинга, которое никаким боком не примыкает к мистике и хоррору, а являет собой чисто психологическую драму.
Стивен жаждал сочинить собственную историю на каноническую тему побега из тюрьмы и вдохновлялся романом «Граф Монте-Кристо», также он проматывал в голове все те фильмы о тюремных побегах, которые обожал смотреть, будучи ребенком.
Критикам повесть пришлась очень по нраву, пусть даже она была для автора несвойственна. Однажды к Кингу подошла пожилая дама в супермаркете и долго отчитывала автора: «Я не читала ни одной вашей книги, но я уважаю ваше право их писать. Я просто люблю вещи более подлинные, такие как «Побег из Шоушенка»».
Кинг так и не смог ей доказать, что «Шоушенк» — его книга тоже.
Не сказать, чтобы кино тотчас стало каким-то особенно успешным. Оно вышло в прокат в сентябре 1994 года, было встречено довольно вяло и еле-еле отбило скромный бюджет в 25 миллионов долларов. Прими во внимание, что практически в это же время в американский прокат вышло «Криминальное чтиво» Квентина Тарантино, так что внимание критики и публики было сфокусировано на совершенно других вещах.
Однако чуть позже у кинокартины ниоткуда нарисовались семь номинаций на «Оскар», включая главную — «Лучший фильм».
Ни одной статуэтки «Шоушенк» в итоге не получил, однако тотчас превратился в один из самых прибыльных фильмов в истории видео: в первый же год кинокомпании пришлось напечатать для пунктов видеопроката 320 тысяч копий «Шоушенка». От этой цифры сами менеджеры и продюсеры пребывали в шоке.
Удивлены, конечно, были все... кроме, может быть, актера Моргана Фримена, который с самого начала говорил, что это лучшая его работа, и ни разу от этих слов не отказался.
Режиссер Фрэнк Дарабонт с этого момента стал считаться лучшим кинопостановщиком произведений Кинга. На сегодняшний день у него четыре такие картины (а не три, как думает большинство): «Женщина в комнате», «Побег из Шоушенка», «Зеленая миля» и «Мгла».
Дарабонт — сын беженцев из Венгрии, и его портфолио в любом случае любопытно изучать — например, он писал сценарии к третьему «Кошмару на улице Вязов» и второй «Мухе». Любопытно, что если на написание книги Кинга вдохновлял Александр Дюма, то на съемки фильма Дарабонта — Мартин Скорсезе и его картина «Славные парни».
Артист Тим Роббинс ёмко описал фильм как «Уникальная история без секса о любви двух мужчин». Надо заметить, что в любви мог быть замешан и другой актер: Том Хэнкс сыграл бы в «Шоушенке», если бы не его занятость в «Форресте Гампе».
Зато потом Хэнкс с Дарабонтом сделали другое тюремное кино по Стивену Кингу — «Зеленая миля»... опять с охапкой номинаций на «Оскар», но без единой награды в итоге.
Стивен Кинг никогда не требовал безумных денег за право экранизировать свои произведения. Сейчас он их нередко раздает по одному доллару! Конкретно права на «Шоушенк» он продал Фрэнку Дарабонту за тысячу долларов, получил за это чек, но так его и не обналичил.
Спустя несколько лет после выхода фильма Кинг нашел чек, поместил его в рамку и послал почтой режиссеру со словами:
«Если вдруг понадобятся деньги, чтобы выйти из тюрьмы под залог, то вот они!»