Более полутора тысяч контейнеров ежедневно мы заполняем до краёв мусором
«Бензин» по стабильным ценам
– Раньше хотя бы макулатуру сдавали на вторичную переработку, - говорит ветеран спецавтохозяйства, бывший главный инженер Николай Петрович. – Теперь и её на помойку выбрасываем. В супермаркетах продают всё фасованное, это опять же упаковка. Мусора значительно прибавилось.
Когда в 1931-м была создана служба для санитарной очистки города, она называлась ассенизационный обоз. В качестве тягловой силы – лошадки. Для своевременной «заправки» гужевого транспорта требовался овёс. Его выращивали на землях ближайшего совхоза и цены на такой «бензин» от экономических кризисов не зависели. С 500 га помимо корма для лошадей собирали картофель, свёклу, морковь, другие овощи.
Чернорабочие черпали черпаками
В военном 41-м предприятие стало называться более благозвучно «Трест очистки». Ежедневно на линию отправлялось 30 лошадей и 15 ассенизаторов. У каждого по две лошади, одна с ассенизационной бочкой, другая с ящиком под мусор. Канализацию в городе ещё не построили, и выгребные ямы сортиров чистили черпаками, а во дворах были отведены специальные площадки, куда валили мусор и помои. Скапливалась внушительная куча. Зимой она замерзала и дети играли в «царя горы». Весной замороженный монолит соседи по очереди отдалбливали ломиком, подавали заявку, приезжала телега и всё увозила на свалку.
В середине 60-х были уже машины, но 25 лошадок ещё стояли на балансе. Когда инспектор ГАИ, заканчивая техосмотр, интересовался: «Всё посмотрели?», весёлые «саховцы» приветливо распахивали перед ним ворота конюшни. Кони трудились без техосмотра и поломок.
По городу строго по графику стали курсировать мусоровозы, предупреждая колокольчиком: машина приехала. Колокольчик этот служил будильником для шахтёров. Они по нему на смену просыпались и в точности не сомневались.
Танки снега не боятся
А потом наступила эра контейнерной сборки отходов. Первые установили в центре. Объём вывозимых ТБО составлял тогда 180 тысяч кубов в год. До начала 70-х в городе было три свалочных полигона. Но жители близлежащих домов, недовольные таким соседством, писали жалобы сотнями, пока из столицы не раздался гневный окрик: чтобы завтра весь мусор был на отвале! Дело в декабре было. Снега под три метра. Но приказ есть приказ. Дорогу мусоровозам пробивали танками.
В 90-х количество вывозимых ТБО по сравнению с 60-ми удвоилось. Встал вопрос о переработке и главного инженера командировали в Ленинград. Побывав на мусороперерабатывающем заводе, поговорив с проектировщиками, он вернулся в город и озвучил цену вопроса. Начальство присвистнуло, и воплощение отложили до лучших времён. Прошло 30 лет, но эти времена так и не наступили.