Бьянка Капелло, любовница герцога Франческо Медичи, была готова лезть на стенку от новостей двора – недавно родившая долгожданного наследника Ионна вновь была беременна. Видя счастливую соперницу, Бьянка наконец решила оправдать звание «колдуньи», данное ей в народе.
Бьянка напросилась «на чай» к жене Франческо. Иоанна, за многие годы знавшая, что муж против склок с любовницей, решила заслужить его похвалу, оказав Бьянке мирный прием. К тому же, счастье немного затуманило её глаза, и её безумно хотелось продемонстрировать Бьянке свое новое положение.
Бьянка улыбалась и даже шутила, припомнив случай, когда герцогиня приказала слугам выбросить любовницу в реку, и только чужое вмешательство спасло женщину. После её ухода Иоанна почувствовала себя «дурно», но не сумела дойти до спальни – женщина упала на лестнице, потеряла ребенка, а через несколько дней и сама покинула этот мир. Слуги шептались, что что-то нечисто, что Бьянка часто посещала лабораторию герцога и интересовалась химическими веществами… Так или иначе, узнать истину мы уже не сможем.
Франческо с изрядным пренебрежением поспешил поскорее проститься с женой. Бьянка ликовала и не скрывала это: когда погребальная процессия проезжала мимо её дворца, она высунулась из окна, а герцог, проезжая мимо, салютовал ей.
Через три месяца вдовец Франческо тайно обвенчался с Бьянкой (хотя любовники ещё при жизни супругов принесли друг другу торжественные клятвы перед образом Мадонны сочетаться браком). Герцог отвергнул все предлагаемые ему партии со знатными женщинами Европы, в том числе и разумные предложения своего брата кардинала, которые были бы мудрыми с политической точки зрения и принесли бы пользу герцогству. Чтобы предстоящий брак не был мезальянсом, Франческо в спешном порядке присваивал Бьянке титулы.
Как только позволили приличия соблюдения траура, во Флоренции состоялось торжественное официальное бракосочетание и коронация, на которое были потрачены колоссальные суммы. Это был поистине триумф женщины, которую презрительно называли любовницей и игрушкой герцога. Все эти люди были обязаны поклониться той, которая была почти нищенкой, когда Франческо познакомился с ней.
Ненависть подданных усилилась после загадочной смерти мальчика Филиппо, сына Франческо от Иоанны. Это приписывалось её яду – «от сына она избавилась так же, как от матери».
После смерти своего единственного сына принца Филиппа герцог впал в чёрную меланхолию и заперся на своей вилле Пратолино. Бьянка находилась в более приятном настроении, так как все её амбиции были удовлетворены. Герцогиней она будет на протяжении 9 лет. Став государыней, она играла всё большую роль в политической жизни Флоренции, но не сумела обеспечить за своим «сыном» Антонио, объявленным в 1583 году законным, права наследия престола, а также родить нового ребёнка, несмотря на повторявшиеся слухи о её беременности, которые братья герцога, в том числе кардинал, считали новым обманом, и поручали друг другу тщательно следить за ней, вспоминая её прошлую аферу – об этом можно прочитать в предыдущей статье о Бьянке.
Разумеется, когда она пригласила его на примирительный ужин вместе с Франческо в загородном доме Поджо-а-Кайано, Фердинандо был настороже. Для поддержки он пригласил с собой архиепископа Флоренции.
Весь ужин Фердинандо наблюдал за обаятельной Бьянкой. Ничто не намекало на то, что эта женщина могла испытывать к нему неприязнь. Но, зная репутацию её коварства, мужчина незаметно поменял местами свой кубок с кубком брата. Франческо поднял кубок и сказал тост за предстоящий мир. Только когда он поставил кубок на стол, Бьянка в ужасе вскрикнула, узнав, что это кубок, предназначенный для его брата. Мужчины спросили, что так напугало её, но она лишь грустно улыбнулась и попросила отпить из кубка мужа – её вино горчило и ей хотелось сравнить.
Через несколько дней Франческо умер. Бьянка последовала за ним на следующее утро. Престол герцога Тосканского унаследовал кардинал Фердинандо. Шепотом поговаривали насчет отравления, но доктора поставили диагноз малярия. Современные исследования останков разрешили эту знаменитую загадку истории и доказали, что оба, как и подозревали современники, действительно были отравлены мышьяком.
Роковая женщина осталась в истории как коварная интриганка и отравительница, а её титул в официальных документах был заменен словами «la pessima Bianca» (сквернейшая Бьянка).
Предыдущие статьи о Бьянке вы можете прочитать на нашем канале «Шалость удалась».