Я вас категорически приветствую. С вами - Тедан Даспар. В предыдущей статье обмолвился я про переиздания. А дело касается не только переизданий: в последнее время участилось появление всяких сиквелов, приквелов, вбоквелов, ремейков и ремастеров, переосмыслений и всяческих адаптаций. Конечно, всё это было и раньше, но вот в последнее время... И впору уже начать рассуждать о пресловутой творческой импотенции. Только вот её, на мой взгляд, стоит приплетать сюда только в том случае, если "произведение" было сделано спустя рукава (излишнее самокопирование, общая небрежность и т.п.). А так - причин "расширения и/или переосмысления" может быть довольно много. Вот об этом сейчас и поговорим.
1) Давление фанатов. Фанаты редко безмолвствуют. И если им что-то не нравится или хочется "продолжения банкета", то они могут дойти и до угроз здоровью и жизни создателя. В качестве примера,я приведу литературу (да при этом - ещё и не современную). Рассказ «Последнее дело Холмса» должен был завершить серию. Конан Дойль даже "убил" Шерлока, чтобы окончательно поставить точку. Только вот поклонникам это совсем не понравилось. По слухам, были даже гневные письма с угрозами. И великого сыщика пришлось "воскрешать". Из более современного, возможно, стоило бы вспомнить "Diablo 4". После того, как Blizzard анонсировали "Diablo Immortal", возмутились даже те, кто плюнул на серию с момента выхода третьей части: "Зачем нам мобильная мучильня?! Дайте нам полноценное продолжение!". Ну, "близы" и пообещали четвёртую часть. Кстати, тут можно было бы надеть шапочку из фольги и сделать предположение, что одной из дополнительных целей "мобильной диаблы" была именно стимуляция фанбазы: чтобы поклонники повозмущались а, из наработок, которые, наверняка, уже давно были, можно было бы соорудить игру для успокоения фанатов.
2). Собственно, "творческая импотенция", с которой и начали тему. Денег все хотят. И, личности, связанные с медиаиндустрией - не исключение. А что, если, скажем так, вдохновения нет? Достаточно "хорошим" вариантом будет - "доить" уже сформированную франшизу. В этом случае, до поры, будут прощаться и самоповторы, и "блёклость" на фоне прошлых частей, и ряд других косяков. Но только - "до поры". В определённый момент даже самые преданные фанаты могут сказать: "Всё! Хватит. Наелись мы уже безвкусной каши из идей старых частей. Давайте уже что-то новое." Вполне возможно, достаточно хорошим примером может послужить серия игр "Saints Row". Если начнём разбор с третьей части (когда разработчики уже точно поняли, что именно хотят делать), то можно заметить общий спад оценки игр. Возьмём оценку в Стиме за всё время. "Saints Row: The Third" имеет 95% положительных отзывов - игра была добротным бандитским шутером с элементами песочницы. У "Saints Row IV" уже 91% положительных отзывов - игра всё ещё была такой же "бандитской песочницей", были добавлены сверхспособности, но сама игра вызывала ощущение "дежа вю" (некоторые элементы были заимствованы из прошлой части, некоторые - вовсе из серии "Prototype"). А вот у "Saints Row: Gat out of Hell" всего 73% положительных отзывов - вторичность игры видна невооруженным взглядом (можно сказать, что это - та же четвёртая часть, но с другим сюжетом, и, в качестве декораций, - Ад, а не инопланетная Матрица). Если придерживаться мнения, что первопричиной "творческой импотенции" является усталость создателя от своего творчества, то всё сходится: представители "Volition" вполне открыто признавали, что устали от серии. Однако, серию надо было продолжать: издатель требует, и часть фанатов просит.
3) Законы рынка. Разберём на примере игроиндустрии. Допустим, творческой импотенции нет, а оригинальные идеи есть. Только вот имени тоже нет. Тот же Кодзима может позволить себе любые идеи. Потому, что "Кодзима - гений", даже когда переизобретает жанр "симулятор ходьбы". Питер Молиньё тоже может позволить себе почти любые идеи. Ему, конечно, припомнят (и не раз), что он - трепло. Но игру купят. А всё почему? У этих замечательных людей есть собственное имя. А что делать начинающим, но перспективным игроделам? Либо, как уже упомянутый Молиньё, расписывать в рекламе свою игру в самых ярких красках, обещая даже то, что не удалось пока реализовать. Либо идти на поклон к большим студиям и обещать им качественную игру из уже сложившейся франшизы. И, кстати, "безымянным разработчиком-новичком", в определённых случаях, может быть и Кодзима, и Молиньё, и любой другой именитый деятель индустрии. А всё потому, что известное название серии игр даёт большую гарантию окупаемости. И, примерно по этой же причине, большие студии могут сами приглашать именитых разработчиков для работы над очередной частью какой-нибудь серии: известное имя, фигурирующее рядом с известным названием, даёт большую гарантию на окупаемость. Кстати, "приглашения именитых" работают не в одной только игроиндустрии. Впрочем, об этом можно поговорить отдельно.
Конечно, я перечислил не все возможные предпосылки к растягиваниям франшиз. Этими самыми предпосылками могут являться и "нереализованные в прошлом идеи", и "желание порадовать фанатов"... Однако, я так думаю, что основные и наиболее частые причины я упомянул, и на этом можно заканчивать.
P. S.
Кстати, хоть и ворчу на "растягивание" франшиз, его влиянию очень даже подвержен. Даже если вполне понимаю, что новую часть сделали исключительно для "вытягивания денег у населения", то, с большей вероятностью, обращу внимание именно на продолжение/переиздание. Потом (в "списке приоритетности внимания") будут, так называемые, идейные наследники. А уж потом - абсолютно новые продукты. Возможно, потому, что знаю, чего ждать от "очередной части". А, возможно, дело в том, что от проявлений, уже упомянутой, творческой импотенции новые продукты не защищены. Возьмём игру Vampyr. Так-то игра очень даже неплохая (если забыть про разочаровывающего финального босса), но нельзя отрицать, что ряд идей и механик игры были "понадёрганы" из других игр.
А на этом - всё. С вами был Тедан Даспар. Всем спасибо за внимание.