В 1936 году писатель Павел Бажов опубликовал три сказа, позднее ставшие частью сборника «Малахитовая шкатулка». Центральной фигурой эпоса была Хозяйка Медной горы — девушка в платье из «шелкового малахита». Писавший сказы на основе уральских легенд, Бажов вряд ли знал, что за Хозяйку Медной горы уральцы принимали совсем другую сущность.
В советские годы природный парк «Оленьи ручьи» на реке Серга, близ Свердловска, был излюбленным местом практики студентов-биологов. Но вот напасть — на ночных стоянках с привала у них исчезали банки со сгущенным молоком. Попытки уличить кого-то из спутников в воровстве терпели фиаско. Люди с опытом объясняли пропажу сгущенки проделками уральских леших, называемых здесь щелпами.
Неведомая сила
С древних времен Урал считался краем, полным богатств и загадок, привлекавших к себе искателей приключений. Когда сюда пришли люди из Московского царства плавить железную руду, они столкнулись с неведомой силой, неподвластной их пониманию. Но считать ее дьявольским наущением горные мастера не спешили. Они сочли ее за проявление горных духов — защитников местных недр и назвали привычными именами.
Часть из них Павел Бажов, являвшийся уроженцем Екатеринбургского уезда, слышал еще в детстве. Позднее, уже будучи литератором, он создал на основе уральского фольклора «Малахитовую шкатулку» — сборник «Сказов Старого Урала». В них вполне реалистичные герои — заводской паренек Степан и горный мастер Данила встречаются с Хозяйкой Медной горы — мифическим существом и владелицей земных богатств. Хозяйка имела право распоряжаться горными сокровищами по своему усмотрению. Захочет — откроет недра, разгневается — «уведет богатство».
Другим персонажем бажовских сказок является Великий Полоз — огромный Змей, хозяин руд и прежде всего золотых жил. Так же, как и Хозяйка, он принимал образ человека, а потом превращался обратно в змею. Легенды гласят: «Где прополз Полоз, там жди золото. Но если старатели в порыве жадности или гнева устроят свару, пропадет жилка».
В советские годы к персонажам сказов Бажова относились так же, как к Кощею Бессмертному или Бабе-яге. Но в начале 1970-х отдельные этнографы робко выдвинули версию, что образы Хозяйки Медной горы и Великого Полоза не просто выдумка, а результат столкновения людей с некоторыми сущностями необъяснимого толка. На Урале их называли щелпами. Причем в наибольшей концентрации щелпы «водились» в природном парке «Оленьи ручьи», расположенном в 100 километрах от Свердловска. Но так как научными методами доказать это было невозможно, то настаивать на ней никто не стал. В противном случае можно было прослыть «мракобесом» или даже стать пациентом психиатрической больницы.
Разумные существа
После Великой Отечественной войны горные разработки на Урале велись уже промышленными способами, и ручной труд почти исчез. А вместе с ним и фольклорное сопровождение. Зато сами по себе уже в 1960-е годы слухи о щелпах стали обрастать подробностями. Говорили, что это бестелесные существа, подобно лешим охранявшие и защищавшие местные горы и леса. Они могли принимать вид любого растения, животного или человека. Вероятно, являвшийся образ зависел от того, что конкретно ожидал увидеть человек. При этом если леший в славянских преданиях чаще всего негативно настроенное по отношению к человеку существо, то щелпы — это проказники, в зависимости от ситуации способные усложнить жизнь или, напротив, помочь человеку.
В период перестройки теория о существовании щелпов получила закономерное развитие. Ее сторонники утверждали, что в обычном состоянии щелпы — полупрозрачные (или молочного цвета) сферы небольшого диаметра (10-60 сантиметров). Своего род, бестелесный сгусток света или сконцентрированной энергии. Упоминание о них есть и у племен, живших на Урале до прихода русских. Они считали щелпов разумными существами, своего рода божествами.
К тому моменту эти шары видели уже многие посетители карстовых пещер в Уральских горах и даже пытались заснять их на фотопленку. Кое-кому удавалось. А некоторые посетители парка «Оленьи ручьи» столкнулись с тем, что, попадая сюда, долго не могли найти знакомых троп и блуждали часами, а потом выход находился сам по себе.
Интересен рассказ одного «потерпевшего» от проделок щелпов парня: «Тут нам навстречу из лесу старушонка выходит, махонькая такая, вся какая-то неказистая, ощущение, что одна рука короче другой, она ее как-то скрюченно держит. На голове платок по-старообрядческому повязан. Мы поздоровались. Она в ответ: „И вам здрасте. Что? Дорогу не можете найти?" Мы ей, мол, сено возил кто-то, траву примял, вот дороги и не видно. Она же нам: „Не-е-ет, робяты! Сено-то только зимой вывозить будут. А вас щелпы водют! Видать, не нужны вы там сегодня. Вот и отводют вас с дороги. Спасибо скажите, что на станцию обратно вывели. А то могут и в болото какое гнилое завести. Не дойти вам сегодня до Федькина лога". Выдала такое и мимо пошла. Стоим мы репу чешем, спорим — идти еще раз или нет. Тут кто-то спрашивает: „Ребят, а время-то два часа ночи! Что это старушенция в такое время одна в лесу делает?" Тут и все мы призадумались. На разъезде-то всего один дом жилой. Хозяев мы хорошо знаем. Откуда, черт возьми, старуха взялась? Да еще такая, которая по ночам одна по лесу шастает? И откуда она знает, куда нам надо? Идти еще раз в лес сразу расхотелось».
Может, это НЛО?
В советские годы предавать огласке необъяснимые явления было себе дороже. Однако вне зависимости, могла это объяснить наука или нет, щелпы в нижнем течении реки Серги по-прежнему давали о себе знать.
В 1989 году Екатерина Сомова, сотрудница Свердловской железной дороги, столкнулась с ними в самом неподходящем месте: «Я была дежурной по станции Бажукова. В сумерках вышла из здания по своим делам и увидела, что летел небольшой светящийся шар в сторону леса. Подумала, может, НЛО?!»
Наверняка Сомова не стала бы рассказывать об увиденном начальству, если бы не случился другой инцидент. В шести километрах от станции похожий объект в это же время увидела стрелочница Галина Белова. Ночные дежурства женщину не пугали, но в этот раз она увидела нечто необычное: светящийся белый шар. Галина подумала, что он мог помешать движению поезда. Спустя мгновение шар сменил цвет на зеленый, потом — на красный и опять на белый. А что случилось потом, женщина не помнила, потеряв сознание. Когда ее нашли коллеги, она была без чувств, а когда очнулась, несколько дней была в истерическом состоянии. Ей никто не верил, пока ее рассказ косвенно не подтвердила дежурная Сомова. Впрочем, историю все равно постарались замять.
Эксперты, изучавшие щелпов, считают, что те обладают разумом и способны принять тот образ, который хочет видеть человек. В случае с царскими горными мастерами это могли быть мифическая Хозяйка недр или Великий Полоз; плутавшие в лесу люди видели старушку или лешего; железнодорожным работникам являлись шары молочного, зеленого и красного цвета. В точности как сигналы семафора. Что же на самом деле представляют собой щелпы, современная наука объяснить не может, предпочитая просто не замечать это явление.
© Алексей Мартов
Кстати, если вы любите фантастику, то мог бы порекомендовать на тему лесных существ книгу «Леший» [фентези, RPG] Али Алиева.