Найти тему

5 неочевидных советов, которые помогут вам в путешествии по России (и не только)

Оглавление

Далекая российская провинция... Какой вы ее себе представляете? Бедной? Да, тут не поспоришь. Забытой Богом? Да, тоже иногда бывает. Застрявшей во времени? Когда как, зачастую очень даже. Безынтересной? Ооо, вот тут вы заблуждаетесь.

Городок Белёв в Тульской области - классический город N.
Городок Белёв в Тульской области - классический город N.

Моей особой страстью всегда были малые города нашей Великой и Необъятной. Старые купеческие, или промышленные сталинские городки, за счет своей социальной замкнутости и чаще всего неплохо сохранившейся городской среды, всегда погружают в принципиально отличную от столичной атмосферу. Однако, чем глуше места, в которые вы забираетесь, тем больше подводных камней может скрываться в логистике маршрута. Особенно, если вы, как я, путешествуете на своих двоих и имеете строгий график.

5) Не верьте автомобильному навигатору.

Если вы перемещаетесь на своих двоих, опасность не так велика. "Яндекс", как правило, знает множество троп, даже изрядно заросших, знает небольшие мостики и лестницы, о которых уже все забыли. Но, если вы едете в провинцию на машине и пытаетесь проложить короткий маршрут между сельскими/поселковыми населёнными пунктами, вы можете нарваться на ряд неприятностей. Например, вот таких:

Хутор Семёнкин, Ростовская область. И это ещё не так жёстко.
Хутор Семёнкин, Ростовская область. И это ещё не так жёстко.

Этот мостик "Яндекс" обозначал, как вполне себе автомобильный, хотя пройдёт здесь далеко не всякая машина. А ведь речь шла о лишних сорока километрах. Думаю, немало заезжих автомобилистов попались в этот "капкан".

Если же вы путешествуете на своих двоих, как я уже сказал, вероятность, что "Яндекс" соврёт с качеством дороги фатально для вас, снижается. Хотя она всё равно есть. Только зацените этот участок дороги из Краснознаменска в Апрелевку, что в Подмосковье:

-3

Поначалу всё действительно пристойно:

Осень, романтика...
Осень, романтика...

Но потом начинается огромное разбомбленное поле, по которому явно проехал целый город на гусеницах, как в фильме "Хроники Хищных городов". Здесь даже пешеходу приходится прыгать с кочки на кочку. В итоге выхода в СНТ на том конце поля не было, пришлось открывать изнутри ворота на одной из тупиковых улиц.

И такие эпизоды - не вина Яндекса/Гугла/Паствю/Нужноеподчеркнуть. Не всегда информация доходит до редакторов карт вовремя. Кто ж знал, что на поле будет маневрировать танковая дивизия и дорожка просто исчезнет?

4) Просчитывайте варианты с едой и не бойтесь местных забегаловок.

Из трех кафешек на этой карте нас не смогло принять ни одно.
Из трех кафешек на этой карте нас не смогло принять ни одно.

Не доверяйте картам кафе и ресторанов в провинции. Даже если они обозначены в «Яндексе» или «Гугле», там есть и часы их работы, положительные отзывы, и, возможно, даже фоточки, это совершенно не означает, что они будут работать.

В моей жизни таких случаев было великое множество, но вот вам один из самых ярких: около пяти часов вечера воскресенья в малом городке Юрьев-Польский Владимирской области. Через часок нас с подругой с юга города должен забрать водитель с Blablacar. За это время нам, находящимся в дороге с седьмого часа утра, нужно «зажевать» что-нибудь горячее и сытное, чтобы дотянуть до Москвы. В нужном нам районе три кафе/ресторана, которые, по мнению Яндекса, должны сейчас работать. Идем в первый… Закрыто. Закипающая злоба шипит об 10-градусный мороз. Идем на соседнюю точку, где вроде бы и баня, и ресторан и отель. Также нет света, двери закрыты. Возвращаемся через целый квартал к ближайшей к центру точке… А там юбилей, главный зал арендован, никого не обслуживают. Ледяная смерть.

Вечерний Юрьевский Кремль.
Вечерний Юрьевский Кремль.

В общем, постарайтесь обзавестись максимумом запасных вариантов на покушать по ходу ваших маршрутов. Не бойтесь «Столовых», поскольку у них, как правило, есть постоянная клиентура в виде работяг с ближайших предприятий, или студентов из местного техникума, и кого-либо травить не в их интересах. Дешево, быстро, почти всегда работает.

Местным фастфудом тоже не пренебрегайте, шаурма давно перестала быть маргинальным кушаньем, за пределами Москвы ее почти везде готовят просто отлично. Вместе с тем она не отнимет много времени от вашей дороги и надолго зарядит до следующего пункта. В общем, пользуйтесь в дороге любой плюс-минус благовидной возможностью перекусить, потому что дальше ее может не оказаться, что бы вам ни говорил навигатор.

Отличный пример проверенной временем забегаловки из Нелидово, Тверская область. Сеть "Бутербург" не смогла бы родиться и развиться в 20-тысячном Нелидово, если бы травила всех направо и налево.
Отличный пример проверенной временем забегаловки из Нелидово, Тверская область. Сеть "Бутербург" не смогла бы родиться и развиться в 20-тысячном Нелидово, если бы травила всех направо и налево.

Единственным исключением, пожалуй, будут кафешки вдоль федеральных трасс, особенно ноунеймовые шалманы с ассортиментом из шашлыков и чебуреков. В такие места - только при наличии очень хороших отзывов, поскольку рассчитаны они, зачастую, на разовых клиентов. Ну проехала семья по М4 в сторону Крыма, перехватила по чебуреку, где-то под Ростовым их накроет, да и пусть. Всё равно клиент разовый - такая логика.

3) Заранее оценивайте варианты с ночевкой, не брезгуйте квартирами.

Достаточно очевидная тема, но, тем не менее: заранее просчитывайте варианты с ночевкой. В определенны регионах с этим может быть полный швах. В качестве примера малого города, в общем-то, интересного для туриста, приведу Михайлов в Рязанской области. Мне «посчастливилось» переночевать в этом городе в последний день работы местной гостиницы. И тут действительно встает вопрос, что лучше - наличие гостиницы, или ее отсутствие. Листайте фотки, чтобы погрузиться в сей провинциальный мрак.

Ну а теперь все. С 2018-го в Михайлове гостиниц нет! Впрочем, никто не запрещает поискать квартиру на Авито или, что с куда меньшей вероятностью сработает, AirBnB. По опыту последнее может помочь разве что в городах с населением в 40-50 тысяч и больше, исключением могут быть разве что природно-туристические Плес или Весьегонск.

Чей-то райский уголок в Весьегонске.
Чей-то райский уголок в Весьегонске.

Но с квартирами есть свои риски, поскольку местные арендодатели - сами себе хозяева и иногда могут подселить на ваше место вахтовиков или праздное студенчество, а вас «сослать» на городскую окраину. Или просто сказать, что «Вы не позвонили и не подтвердили вовремя.» и послать лесом, хотя с вашей стороны соблюдались все формальности. Хотя считается, что вероятность подобного хамства ничтожно мала, я нарывался на подобное в двух из трех раз, когда связывался с посуточной арендой флэтов на Авито. Не знаю, может, я что-то делаю не так, может, это карма.

Моя скромная квартирка в Великом Новгороде. В период пандемии альтернатив Avito или AirBnB просто не осталось.
Моя скромная квартирка в Великом Новгороде. В период пандемии альтернатив Avito или AirBnB просто не осталось.

Так или иначе, посуточная аренда квартир через Авито/Городскую «Подслушку»/По объявлению на автовокзале/Нужноеподчеркнуть - все еще вполне вариант для бюджетного (и не только) путешественника в бескрайней русской глуши.

Квартиры также удобны и позволяют сэкономить на многих вещах, как то готовка и стирка. Если вы проделываете большой маршрут через малые города и останавливаетесь в областном центре на две ночи, чтобы перевести дух - это идеальный момент, чтобы постирать одежду, перегруппироваться, сэкономить на еде, готовя ее на дому. Да и по цене квартиры очень часто выигрывают у гостиниц, где из дополнительных прибамбасов вам могут выдать только чайник, а в номере может не быть своего холодильника.

2) Краеведческие музеи - это тема. Не обходите их стороной.

Краеведческий музей городка Венёв, расположенный в палатах XVII века.
Краеведческий музей городка Венёв, расположенный в палатах XVII века.

Многие люди, с которыми мне доводилось путешествовать, да и, чего уж там, просто болтать на тему разъездов по малым (и не только) городам относились скептически к самой идее включения местного краеведческого музея в обязательную программу по тому или иному городу.

"Да что в них смотреть? Везде же одно и то же."

"Только время потеряем, скука сплошная."

Как бы не так, друзья. Местами краеведческие музеи могут стать самым настоящим открытием. Много ли вы ожидаете, например, от муниципального краеведеческого музея города Мамоново, что в Калининградской области? Наверное, немного чучел, немного старых газет и макулатуры, пару кирпичей из несохранившихся старых зданий... А как бы не так!

Периодически, разъезжая по провинции, нарываешься на настоящие жемчужины. Тут стоит оговориться, что в малых (да и не только) городах краеведческие музеи (наряду с другими муниципальными организациями) зачастую занимают самые красивые здания города - бывшие богатые купеческие особняки, городские усадьбы, доходные дома. Бывают и прочие интересности, например, в Калязине и Кашине Тверской области местные краеведческие музеи находятся в зданиях... Старых церквей! За 30 лет, прошедшие с развала Союза, им не подыскали расположения получше.

А в подмосковном Раменском краеведческий музей обустроили в рабочей каразме XIX века постройки, в которой когда-то жили работяги местной мануфактуры. Жили по 5-10 человек в небольшой комнате - классика для того времени.

Из чего-то более базового - краеведческий музей зачастую действительно помогает понять то, что вы увидите (или уже увидели, в зависимости от логистики маршрута). Старые планировки городов, старые фотографии, дающие представление о том, как тот или иной город строился и менялся. Ну а, если вы хотя бы немного неравнодушны к антиквариату - тут почти ни один музей не разочаровал. Даже в самой глубокой глубинке обязательно будет стоять заказной купеческий шкаф в стиле ар-нуво и какие-нибудь крутые сервизы/чернильницы/вазы позапрошлого, а то и позапозапрошлого века.

Из чего-то более прагматичного для путешественника, едущего долго и далеко - в краеведческом музее всегда есть туалеты. Иногда в музеях есть кулеры, стало быть, можно пополнить запасы воды. Ну и, стоит ли говорить, что, если где-то в городе N и можно купить условный магнитик, то только здесь. Какая-никакая память.

1) Автостоп - не порок.

Зелёный северо-запад Тульской области.
Зелёный северо-запад Тульской области.

Как-то так сложилось, что в современной России автостоп ассоциируется исключительно в лучшем случаем с "бомж"-туризмом, а в худшем - с мелким дорожным бандитизмом. Конечно, оба этих аспекта восприятия не от лучшей жизни, и в России действительно есть регионы, где автостоп может быть обоюдно опасен для здоровья.

Однако большая часть Великой и Необъятной вполне безопасна для автостопа. Тут сразу же стоит уточнить, что лично я не рассматриваю (или рассматриваю, но далеко не в первую очередь) автостоп как способ сэкономить. Куда в большей степени это - средство для компенсации рыхлого расписания автобусов в регионах. Я уже писал в этом блоге про довольно крупную деревню, куда ходит один автобус в неделю. Конечно, это крайность, но сообщение между пусть даже соседними районными центрами иногда бывает крайне не периодичным. В той же Тверской области речь может идти о двух автобусах в день - в шестом часу утра и в районе половины первого (реальный кейс автобуса Кашин - Кесова Гора).

Заснеженная окраина Кашина, с которой нас с подругой добросили до Кесовой Горы.
Заснеженная окраина Кашина, с которой нас с подругой добросили до Кесовой Горы.

В такой ситуации единственный способ прокладывать свой маршрут плюс-минус независимо, не подстраиваясь под неудобное расписание (которое ещё и нигде не найдёшь подчас) - это, как не странно, положиться на волю случая и запросить помощь у случайных автомобилистов.

В силу приведенных выше доводов я, чесно сказать, не фанат стопить на федеральных трассах, да и вообще крупных магистралях. Ездить автостопом из Москвы в Петербург - ну не ханжество ли при наличии дешёвых автобусов и уйму недорогих плацкартных билетов? Было дело, я (не по своей воле) застрял в городе Вышний Волочёк, через самый центр которого проходит бесплатный участок Москва-Петербург. Электрички и автобусы ушли, хотя до конца светового дня было ещё долго. За полтора часа стопа в сторону Москвы меня так никто и не взял. Возможно, потому что воспринимали как дурака, пытающегося сэкономить 800 рублей за автобус.

То ли дело - мелкие дороги регионального значения! Вот хотите вы добраться из Вереи, самого маленького города Подмосковья, в Медынь, что уже в Калужской области и откуда можно, например, уехать автобусом в региональный центр. Расстояние вроде бы небольшое, дорога прямая.

-19

А АВТОБУСА НЕТ! И вроде бы в последние годы никогда не было. Просто потому, что для Медыни окно во внешний мир - это Малоярославец (справа на карте) где есть железнодорожная станция. А Верея просто не интересна для жителей Медыни, поскольку в условиях Московской области это - де-факто транспортный тупик (хотя, опять же, можно было бы пустить транзитный автобус из Медыни до условной станции Дорохово на Белорусском ходу). Вероятно, проблема в том, что регионам сложно договориться о подобной межрегиональной перевозке. Обычная бюрократическая проволочка, так портящая жизнь условному туристу.

Окраина селя Кременское, где я стопил вторую попутку в сторону Вереи.
Окраина селя Кременское, где я стопил вторую попутку в сторону Вереи.

Или вот. Одоев - Белёв - Чекалин - Перемышль. Отличный маршрут на два дня. Ненапряжный, в конце можно даже по Калуге погулять. И, если с отправлением из Одоева в Белёв на проходящем тульском автобусе проблем особенно не возникает, то на участке между Белёвым и Перемешлем автобусного сообщения нет вообще!

И это несмотря на то, что Белёв, Чекалин и Перемышль лежат на трассе регионального значения "Орёл-Калуга".
И это несмотря на то, что Белёв, Чекалин и Перемышль лежат на трассе регионального значения "Орёл-Калуга".

В самый маленький город России, коим является Чекалин, можно добраться лишь на утлом ПАЗике из райцетра Суворов, что в стороне от нашего маршрута. Есть вроде и нерегулярный автобус до Калуги, но это какой-то автобус Шрёдингера, расписание которого я так и не нашел. Так что Белёв-Чекалин и Чекалин-Перемышль - только на попутках.

Шоссе Орёл-Калуга в Чекалине.
Шоссе Орёл-Калуга в Чекалине.

Тут, конечно, встаёт вопрос, сколько времени закладывать в логистику, чтобы точно дождаться водителя, который тебя спасёт. Ответ будет зависеть от оживлённости той или иной магистрали. На дорогах наподобие двух приведённых примеров время ожидания никогда не превышало 45-ти минут, а обычно лежало в пределах 20-ти. Другое дело, что вы едва ли покроете весь маршрут, не сменив машину хотя бы раз. Так что час запаса при часовой же дистанции - это более, чем достаточно.

Стелла местного лестничества на дороге Бежецк-Весьегонск-Устюжна. Сеть не ловит, трафик - примерно одна машина в 5 минут.
Стелла местного лестничества на дороге Бежецк-Весьегонск-Устюжна. Сеть не ловит, трафик - примерно одна машина в 5 минут.

Стопить ли, если вы девушка и путешествуете одна? Вопрос больше к вам, скажу лишь, что в регионах, наподобие Ставропольского и Красодарского краёв, Калмыкии, Ростовской и Волгоградской областей, я бы не советовал стопить даже мужчинам. Не хочу быть параноиком, но по информационной повестке складывается ощущение, что именно там максимальная вероятность получить кирпичом по голове и проснуться впоследствии без паспорта на кирпичном заводе. Если говорить об эффективности автостопа, то, конечно, чаще берут хорошо одетую пару М/Ж, что совершенно логично.

Ну и вполне понятно, что автостоп - это ещё и интересно. Гуляя по туристическим достопримечательностям, не всегда осознаёшь, кто, собственно, живёт в том или ином городе/регионе, и как живёт. Так что автостоп - это ещё и ключ к пониманию местной специфики через живое общение в замкнутом пространстве, коим является автомобиль.

А, да, чуть не забыл - всегда предлагайте скинуться за бензин! Хоть 50 рублей, хоть 100, хоть 200! Это вежливо и правильно.

В заключение.

В принципе, многие из тезисов статьи сводятся к двум основным советам: "Планируйте маршруты!" и "Не брезгайте тем, чем брезговать не стоит!".

Не воспринимайте российскую глубинку как джунгли. Это просто глупо, потому что настоящими джунглями - наоборот - являются города-милионники и, в особенности, две российские столицы. По сравнению с Москвой в условном Солигаличе максимально благоприятная среда, невзирая на общую бедность.

Прекрасный вечерний Солигалич, Костромская область.
Прекрасный вечерний Солигалич, Костромская область.

Вместе с тем, разумно просчитывайте свои маршруты, заранее набрасывайте логистику маршрута и будьте готовы понимать, принимать и впитывать глубинку. Тогда она и сама будет не прочь принять вас.

Ну как, что думаете? Можете добавить какие-либо советы от себя? Или опровергнуть меня? Делитесь своим мнением в комментариях. Ещё больше неочевидностей и интересностей постсоветского пространства на канале "Размагниченные и влажные билеты"!