Найти тему
Писатель Анна Вислоух

Открытое письмо ко всем правительствам и людям, готовым учиться на основе истории

Эстер Бежерано
Эстер Бежерано

Эстер Бежерано, председатель Германского комитета Аушвица, бывшая узница нацистского концентрационного лагеря Аушвиц и концентрационного лагеря Равенсбрюк, обратилась 27 января 2020 года с письмом к президенту, канцлеру и депутатам бундестага ФРГ в связи с 75-летием освобождения концентрационного лагеря Аушвиц. В письме она опирается на свой опыт жизни после освобождения из концлагерей и призывает правительства всех стран и всех, кто может, сделать выводы из трагического прошлого. В Воронежском научно-образовательном Центре устной истории перевели текст письма Эстер Бежерано.

Открытое письмо ко всем правительствам и людям, готовым учиться на
основе истории

«Если бы можно было дать человеку возможность учиться на основе истории, то первой предпосылкой для этого стала бы память. К сожалению, он забывчив и часто забывает самые важные уроки» ( Лукас Барфус. Речь в связи с присвоением премии им. Бюхнера. 2019)

Эстер Бежерано, пережившая заключение в концентрационном лагере Аушвиц и Равенсбрюке, к 27 января 2020:
Никогда больше Аушвиц. Эта страна должна изменяться

Глубокоуважаемый господин федеральный президент,
глубокоуважаемая госпожа федеральный канцлер,
все, кто не хочет повторения Аушвица!

Где мы находимся — эта страна и это общество — через 75 лет после освобождения Аушвица Красной Армией?
Вдруг исчезли все нацисты, тогда, в 1945 — исчезли все. Но Аушвиц нас не покинул. Остались лица обреченных на смерть, которых загоняли в газовые камеры, слухи, образы, постоянная смерть пред глазами, ночные кошмары.
После 1945 года мы пережили время великого молчания — какая несправедливость, убийственная нацистская несправедливость — так было принято. Потом мы пережили, как нацистские преступники избежали ответственности — судьи, учителя, чиновники в государственном аппарате и правительстве Аденауэра. Мы быстро поняли: нацисты никуда не делись.
Человек тяжело переживает утраты: любимых людей или дорогих мест. Но кто думал о причинах этих утрат, кто спрашивал, почему были разграблены и разрушены дома, города, опустошены целые территории по всей Европе. Кто понес ответственность за голод, нищету и смерть?
Потом начался ледниковый период, холодная война, антикоммунизм. Это был долгий путь от коллективного замалчивания до процесса Эйхманна в Иерусалиме, позже процессов по Аушвицу во Франкфурте-на-Майне, студенческих процессов 1968 г., вплоть до телевизионной серии «Холокост» с 1979г. Очень нерешительно развивалось сознание, восприятие нацистского бесправия. А правые, старые и новые нацисты, фальсификаторы Аушвица формировали свои ряды.
Теперь уже говорят о памяти и поминовении как о мемориальной культуре. Мы чувствуем, насколько глубоко это многих людей трогает. Некоторые сделали лозунг «Никогда больше» своей жизненной задачей. Но воскресные речи, демонстрация озадаченности не достаточны. Следствием озадаченности должны быть дела. Следует спрашивать, почему это могло зайти столь далеко. Нужно сражаться за другое, лучшее общество, без дискриминации, преследований, антисемитизма, антицыганизма, без ненависти к иностранцам! Не только в Дни памяти!
Вы, госпожа федеральный канцлер Меркель, сказали 6 декабря 2019 года в мемориальном комплексе Аушвиц: «Тем яснее и четче мы должны заявить: Мы не потерпим никаких проявлений антисемитизма. … Все люди должны чувствовать себя у нас в Германии, в Европе надежно, как дома. … Не может быть никого завершения и релятивации». Эта задача до сих пор не решена! И я добавлю: мы виновны в этом перед миллионами жертв фашистских преступлений!
Для нас, выживших, невыносимо, когда сегодня опять орут нацистские лозунги, когда людей гонят по улицам, им угрожают, когда циркулируют списки смерти. Мы не хотим привыкать к сообщениям об антисемитских, расистских и человеконенавистнических атаках в Берлине и где бы то ни было, в Галле, где только прочные двери защитили еврейскую общину, но два человека были убиты.
Что мы можем сделать?
Я хочу, чтобы мы все восставали в случае расистских оскорблений любого человека, включая еврейку или еврея, рома или синти!
Я хочу, чтобы было сказано громкое «Нет» войнам и торговле оружием. Кто забывает последнюю войну, тот готовит следующую.
Я хочу, чтобы мы боролись против эксплуатации людей и нашей планеты, солидарно поддерживали ищущих помощи и спасали тонущих беженцев. Общество должно оценивать себя по своему обращению со слабейшими.
Я требую решительных действий против неонацистов, ибо, несмотря на Основной закон и все прочие, депутаты одной новой правой партии говорят о национал-социализме как «о птичьем помете в немецкой истории», а о месте памяти о Холокосте в Берлине как о «памятнике позора», Национал-социалистическое подполье (NSU) могло в течение десятилетия спокойно убивать, а неонацистская группа «Комбат 18» свободно действовать.
Я требую, чтобы прекратилась диффамация людей и организаций, решительно выступающих против правых. Что более полезно обществу, чем антифашизм? Невыносимо, когда пара антифашистских наклеек становится в школах поводом для доносов новых правых партий через их порталы. Никто не должен быть дискредитирован и преследоваться за антифашистские действия, за совместные акции против ненависти, против старых и новых нацистов.
Я требую: 8 мая должно стать праздничным днем! Это день, когда можно будет отпраздновать освобождение человечества от нацистского режима! С опозданием на семь десятилетий. Может быть, это поможет наконец понять, что 8 мая 1945 года — это день освобождения и крушения национал-социалистического режима. Как многих других узников концентрационных лагерей, меня гнали в марше смерти. Только в начале мая 1945 года нас освободили американские и русские солдаты. 8 мая стало бы возможностью для человечества подумать о больших надеждах человечества: свободе, равенстве, братстве — и сестринстве.

И тогда мы сможем, может быть, однажды сможет и федеральный президент сказать: мы сделали выводы из истории. Немцы выучили решающий урок.

С дружескими приветами,
Эстер Бежерано, председатель комитета Аушвица в Федеративной Республике Германии.

Копии этого письма были направлены (почти) во все фракции бундестага, в прессу и всем друзьям комитета Аушвица.

Научно-образовательный центр устной истории инициировал перевод фильма об Эстер Бежерано на русский язык. Он будет показан в Воронеже в мае 2020 г. Перевод сделан преподавателем кафедры немецкого языка факультета иностранных языков Воронежского государственного педагогического университета Т.В. Малаховой при поддержке сотрудницы Мюнхенского института современной истории доктора Э. Шерстяной. Ожидается визит в Воронеж режиссера, снявшего этот фильм.