Найти тему
Архистория

Одно из самых красивых зданий Львова и его путь от Дворянского казино до Дома ученых

Здание, которое большинство львовян знает как Дом ученых, изначально строилось под Дворянское казино. Его проект был заказан Обществом галицкого коневодства для собственных нужд. Ну а какие могут быть нужды у людей, которых объединяла любовь к породистым лошадям и скачкам? Последние, кстати, входили в компетенцию членов общества и впервые были организованы в городе именно ими.

В эту среду входили граф Александр Фредро, известный комедиограф, пьесы которого с успехом ставились не только во Львове, но и в Москве (одна из них "Дамы и гусары" с успехом шла в театре им. Вахтангова еще в 1960 году), основатель и владелец театра граф Скарбек и многие другие известные люди.

Казино строилось фирмой «Фельнер и Гельмер» в 1897-1898 годах по проекту венских архитекторов Фердинанда Фельнера и Германа Гельмера. К тому времени в их послужном списке уже были Одесский оперный театр и концертный зал Ронахер в Вене.

В том, что работу возглавили два ведущих европейских архитектора во многом заслуга графа Сангушко, владельца известного Подгорецкого замка. Это он, став во главе Общества коневодства, пригласил Фельнера и Гельмера во Львов и не поскупился на гонорар. Венские зодчие выбрали близкий им стиль, прославленный эпохой правления императрицы Марии Терезии - необарокко. И такой выбор себя полностью оправдал. Своим фасадом здание казино украсило улицу и весь банковский квартал. Его величественные атланты поражают пластикой, а в среде искусствоведов вызывают споры по поводу того, что же они собой олицетворяют. Большинство всё-таки сходится во мнении, что авторы таким образом воплотили аллегорию "перехода от 19 к 20 веку". Не осталось без внимания и техническое исполнение скульптур. Внешне они производит впечатление резьбы по песчанику, но, как оказалось, это гальванопластика, то есть изготовленные путём переноса металла на форму цинковые скульптуры, которые впоследствии были просто оштукатурены.

-2

Главным украшением внутреннего пространства является парадный атриум. Когда-то атриумом называли помещение с отверстием в потолке и очагом в центре. Позднее термин приспособили у условиям более цивилизованного быта. В результате, чтобы соответствовать такому архитектурному решению было достаточно разместить в крыше здания световое окно. Помимо эстетических достоинств оно несло в себе и чисто практический смысл - экономии электричества, которое на заре индустриальной эры обходилось чрезвычайно дорого даже аристократам

-3

Кстати, Дворянское казино чуть ли не первое здание во Львове, которое было освещено электрическим светом. Кто-то его хотел заполучить в собственный дом, а кто-то - не очень-то и торопился, боясь последствий. Про убийственную силу нового вида энергии ходили легенды и даже снимали первые киноролики. Это не могло не повлиять даже на организаторов столь дорогих развлечений. Ради спокойствия посетителей казино электрические лампы они камуфлировали под керосиновые.

-4

Роскошные деревянные лестницы парадного атриума были выполнены по проекту Шандора фон Яраи, очень известного венгерского скульптора. Причем приглашались как мастера из Вены, так и львовские умельцы, которые впечатлили мистера Яраи качеством работы. Именно по этой лестнице в известном фильме Юнгвальда Хилькевича спускалась Миледи и поднимался Д'Артаньян.

-5

Бальный зал казино был украшен изысканными обоями, изящной лепниной и балкончиком с позолоченной решеткой, который предназначался для музыкантов. Между прочим, сохранилась в здании и небольшая комната, где музыканты могли отдохнуть.

В Дворянском казино имелся даже такой аттракцион как технические стены. Ими можно было легко перегородить помещение и обеспечить уединение тем, кто в этом особенно нуждался. Слуги просто открывали технические дверцу и легким движением руки выдвигали скрытую панель словно створку шкафа-купе. Визуально она была продолжением основной стены и остальная публика могла даже не заметить перемен в окружающей её обстановке.

-6

Единственным элементом декора, который сохранился от оригинального оформления казино, является картина изображающая аллегорию земледелия. Она расположена в нише над дверью. Во времена немецкой оккупации в здании находился пункт приёма граждан для отправки в Германию. 93 летний львовянин, долгое время проработавший в казино швейцаром, рассказывал историю о том, как он подслушал разговор гитлеровцев решивших вывезти этот рисунок из Львова. Тогда на свой страх и риск он зарисовал картину краской и уже в советское время она была очищена.

Существует версия, что молодой человек, изображенный на картине это молодой император Франц Иосиф в трехлетнем возрасте. Говорят, несколько позже попытку заполучить полотно для собственной коллекции предприняли работники Эрмитажа. Препятствием для них стали бурные годы перестройки и стремительный развал Советского Союза.

.