01 февраля 2020 года около сотни жителей Петербурга, взявшись за руки, пытались защитить от сноса знаменитый дом Басевича на ул. Большой Пушкарской, 7.
Несколькими днями ранее появилась информация о том, что это историческое здание в решили снести.
Дом Басевича является достаточно молодым, построен в 1912 году и называют его так по имени первого владельца - известного инженера-строителя И.И.Басевича. Архитектором здания был А.И. Зазерский, при этом, Басевич, фактически, был соавтором проекта, а также курировал строительство.
Здание было построено в стиле "модерн", в его позднем варианте, содержащем уже элементы конструктивизма, чем оно и уникально. При строительстве использовалась самая современная на тот момент строительная техника.
Дом строился "для себя", фактически, самим владельцем - профессиональным строителем и был построен очень надежно. К моменту расселения дома в 2000-х годах ему еще не было и 100 лет. Дом мог бы еще стоять и стоять... Однако, после расселения в нем подозрительно часто стали происходить пожары. Видимо, была приведена в действие нехитрая технология подготовки крепкого здания к сносу - заказать нужную экспертизу, признать аварийным, расселить жильцов, прикрыть зеленой сеточкой - занавесочкой. И ждать, пока заброшенное, неотапливаемое здание, действительно, не начнет разваливаться. Ну, всякие, там, бомжи и подростки выбьют все окна и подожгут его несколько раз. Глядишь - и вправду в аварийном состоянии. После этого появляется стендик, сообщающий что ведется "реконструкция". Далее здание сносится полностью и "воссоздается" его фасад.
В 2014 году решили было произвести капитальный дома и вновь заселить его, речи о сносе не шло. Но в 2016 году здание передали Академии танца Б.Эйфмана с тем, чтобы создать "апартаменты для артистов театра" (формулировка из СМИ - sobaka.ru,78.ru). И наконец, в январе этого года проектировщик предложил снести здание и "воссоздать" фасад. Как и следовало предполагать.
Уже после написания этой статьи, в интернете, в частности, на сайте 78.ru, появился эскиз проекта "реконструкции". Все оказалось еще хуже предположений, планируется не только "фасадизм" - снесение исторического здания и строительство нового с фасадом-муляжом, но и пристройка к зданию уродливого чемоданоподобного корпуса, грубо нарушающего исторический ландшафт Петроградской стороны:
Очень печально, что эти события связаны с уважаемой Академией танца Эйфмана. Ведь ранее с этим учреждением уже был связан снос исторического здания - кинематографа "Ассамблея" 1913 года постройки. На месте снесенного исторического здания на ул. Лизы Чайкиной было построено здание школы танцев указанной Академии. При этом, здание кинематографа числилось памятником, но было снято с охраны "в аккурат" к моменту сноса.
Как-то так получается, что наша местная Терпсихора расчищает себе место, снося исторические памятники. То кинематограф 1913 года, то целый квартал под здание "Мариинки-2". Теперь вот, нужно место под апартаменты для господ артистов...
Впору вспомнить Пушкина - "Моцарт и Сальери":
Гений и злодейство - две вещи несовместные.
Может ли одно искусство существовать за счет уничтожения другого? Может ли быть моральным авторитетом деятель искусства, творящий, поющий, пляшущий на месте уничтоженного памятника?
В заключение - фото создателей дома 7 на ул. Большой Пушкарской, архитектора Зазерского и инженера Басевича. Неужели они прожили свою жизнь зря? И то, что ими создано, потомкам больше не нужно?
Подписывайтесь на наш канал!
Академия танца Бориса Эйфмана является одной из двух главных балетных школ Петербурга и, безусловно, нуждается в новых современных помещениях. Почему её подразделения нужно запихивать в исторический центр, в какие-то дворы, узкие улочки, снося, при этом, исторические здания? Неясно также, на что будет похож Дворец танца Эйфмана в парке "Тучков буян", не будет ли это такая же коробка, как на эскизе выше, видная отовсюду? Или кто-то специально хочет связать имя Академии с чередой градозащитных скандалов, выделяя ей спорные адреса? Почему бы академии современного танца не выделить подобающее место, для всех её подразделений, в лучшем современном районе, скажем, в Лахте, на берегу залива, рядом с Башней?
Предыдущая статья:
Новая градостроительная угроза Петербургу