Экранный гипертекст – это набор приемов, помогающих донести до зрителя максимум информации в одном кадре. Это смыслы в виде предметов, явлений, звуков, которыми наполнено кино. И, конечно, чем гипертекста больше, чем он логичнее и глубже встроен в общий сюжет, тем интереснее смотреть кино.
По сути, любой кадр неисчерпаем. Внутри кадра зритель может искать новые смыслы, соотносить их со звуком, общей направленность фильма. Многие вещи в кадре обнаруживаются постфактум.
Два примера:
Фильм Микеланджело Антониони «Блоу ап», в котором фотограф исследует каждый снятый им кадр и открывает все новые и новые смыслы. Воображение помогает ему домысливать в любом направлении.
Фильм Френсиса Форда Копполы «Разговор», где используется звуковой гипертекст. Главный герой подслушивает телефонные беседы, с помощью звука доводя до зрителя нужную информацию о картине мира.
Гипертекст сегодня встроен не только в кинематограф, но и в продукты интернета – видеоролики на ю-тубе, подкасты. Эти форматы завоевывают свое пространство для передачи нужной информации потребителю. Однако в случае с интернетом мы можем говорить не о формировании с помощью гипертекста художественных смыслов, а передачи сиюминутной информации, которая не живет долго в сознании зрителя или слушателя.